По картине В. Е. Маковского «Девочка с гусями в поле»

Владимир Егорович Маковский ро­дился в Москве, в семье известного деятеля искусств Е И. Маковского, который был одним из основателей знаменитого впоследствии Училища живописи, вая­ния и зодчества, «кузницы» русских талантов. В этом учебном заведении учились и Владимир Маковский, и его брат Константин, также ставший художником.

Атмосфера творчества окружала их практически с рождения — в доме родителей часто бывали извест­ные деятели искусства. Владимир Маковский рано заинтересовался рисованием. Это увлечение оказа­лось серьезным.

Первым

наставником юного таланта стал художник В. А. Тропинин.

После окончания Училища живописи, ваяния и зодчества Маковский учился в Академии худо­жеств в Петербурге. Впоследствии, став признанным мастером, Маковский преподавал в этих учебных заведениях.

Уже в первых работах проступили внимание и уча­стие к «маленькому человеку», его печалям и ра­достям. Этот мотив проходит через все творчество художника. Лучшими из его картин признаны неза­тейливые бытовые сценки.

К числу таких картин относится и «Девочка с гу­сями в поле». Маковский создал целый цикл полотен, посвященных крестьянским

детям. Художник стре­мился показать красоту, скрытую в обыденной, по­вседневной жизни простого народа. Маковский умел выделить, «ухватить» взглядом художника особый момент в незатейливых, казалось бы, ситуациях.

Этот миг и становился сюжетом картины. Как говорил сам художник, «картина — не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет — нет картины».

Сюжет картины «Девочка с гусями» крайне прост. Девочка лет, может, десяти-двенадцати идет по лугу, присматривая за гусями, которые важно выступают неподалеку от нее. Казалось бы, ничего особенно­го — сколько таких девчонок пасли гусей по русским селам!..

Однако в том и заключается мастерство художника, что он за обыденным увидел и сумел показать другим и выразительную индивидуальность юной пастушки, и красоту незатейливого пейзажа, типичного для среднерусской полосы, и своеобразную величественность птиц, хоть и далекую от поэтичной грации лебедей.

Несомненно, что художник видел такие сценки, образ девочки, вероятно, имел реальный прототип. Но картина «Девочка с гусями» — не просто зари­совка с натуры. Художник вложил в картину и свое отношение к героине, симпатию к ней, подчеркнул ее обаяние и естественную, непринужденную грацию. Маковский тщательно выписал миловидное лицо де­вочки: спокойный, чуть лукавый взгляд, вздернутый носик, изящно очерченные губы.

Пройдет несколько лет — и она будет привлекать взоры и сердца юношей, не только красотой, но и веселым, резвым нравом…

Композиция картины проста, как и сюжет. Фигу­ра девочки помещена практически в центре полотна, рядом с ней на переднем плане, чуть пригнувшись к земле, вытягивает шею большой бело-серый гусь. Два других гуся идут друг за другом из глубины картины в сторону пастушки.

Фон — зеленый луг и ясное голубое небо, которые делят картину прак­тически на равные части по горизонтали. Справа луговина чуть всхолмлена, на небольшой возвышен­ности растут несколько реденьких кустарников. Вдали слева виднеется полоска леса.

Цвета фона — бледно-голубой и зеленый. Светлые тона, в которых выполнено небо, создают впечат­ление прозрачности. Среди зелени луга разбросаны белые цветы, на переднем плане тщательно выписаны отдельные травинки.

На общем фоне ярким пятном выделяется наряд де­вочки. На ней красный сарафан, надетый на красную сорочку более яркого цвета. Рукава сорочки доходят до локтей.

Правой рукой девочка придерживает боль­шой темно-синий передник, в котором лежит охапка полевых цветов. Темные волосы пастушки украшает венок из этих цветов. Левой рукой девочка придер­живает длинную ветку с листьями, лежащую у нее на плече. Ветка нужна, чтобы направлять гусей; но сейчас в этом нет необходимости, птицы и так не удаляются от пастушки, поэтому она не пускает ветку в ход.

Очевидно, юная пастушка, как и большинство особ женского пола, любит принарядиться, любит украшения: на шее у нее двойной ряд бус, в ушах серьги. Вряд ли, конечно, это дорогие вещи, но на ней они выглядят изящно и нарядно. Девочка идет боси­ком — летом так ходило большинство крестьянских детей.

Художник не только придал значительность фи­гуре девочки и гусям, он сумел вложить в картину ощущение безмятежного летнего дня, мира и покоя, которых зачастую людям так не хватает. Поэтому-то, наверное, так притягивает взор эта картина, хочется смотреть на нее еще и еще…




По картине В. Е. Маковского «Девочка с гусями в поле»