По картине В. Е. Маковского «Первый фрак»

Владимир Егорович Маковский — великолепный художник, непревзойденный мастер жанрово-быто­вых сцен. С самого детства юный Маковский был окружен творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из зачинателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В пятнадцать лет Вла­димир поступил в художественное училище, которое основал его отец.

Спустя еще девять лет Маковский сам стал членом «Товарищества передвижных худо­жественных выставок». Появление этой творческой группы во второй половине XIX века ознаменовало рождение

независимого русского искусства, свободно­го от академизма и жестко установленных канонов.

«Товарищество передвижников» объединяло русских художников-реалистов, которые в своих картинах затрагивали насущные проблемы современного об­щества. Художники организовывали свои выставки в самых разных городах, осуществляли просветитель­скую деятельность. Главное место в творчестве этих мастеров кисти занимали бытовые сцены из жизни простых людей.

Владимир Маковский как никто другой умело передавал в своих картинах заботы и радости просто­го обывателя, подчеркивал тончайшие детали быта, интерьера,

костюмов героев, их характер. Картину «Первый фрак» Маковский написал в 1892 году, и она является довольно показательным образцом творче­ства этого художника. Стоит отметить, что все про­изведения Маковского весьма реалистичны и четко проработаны.

Созерцая картины художника, зритель невольно становится участником событий, изображен­ных на полотне. Вполне оправданным будет сравнение этого художника с режиссером-постановщиком, кото­рый выставляет своих персонажей на сцену, наделяет их характером, вдыхает в них жизнь.

Едва взглянув на картину «Первый фрак», создает­ся впечатление, что герои стоят на сцене, театрально застыв в наиболее характерных позах. Итак, что же мы видим? Небольшая уютная комната, оформленная в теплых тонах. В центре комнаты стоит молодой человек, примеривший первый в своей жизни фрак. Он окружен домочадцами, которые увлеченно оце­нивают его внешний вид.

Видимо, облик молодого человека непривычен не только его близким, но и ему самому. В позе юноши чувствуется легкая скован­ность, это видно по чуть-чуть ссутулившейся спине и неловко разведенным в сторону локтям. Молодой человек повернул голову вбок и его глаза устремле­ны на женщину в красной накидке и черном платье. Мы можем лишь строить догадки, возможно, это его мать. Она задумчиво склонила голову вбок, будто размышляя о чем-то, сплела вместе пальцы.

В ее образе присутствует некоторая рассеянность, а может быть, и растерянность от того, что ее ребенок уже вырос.

Позади юноши стоит пожилая женщина, скорее всего, его бабушка. Приподняв очки, старушка с лю­бопытством разглядывает черную ткань, из которой сшит костюм внука. На ее плечи накинут длинный платок.

Чуть подальше от них, сложив руки на груди и слегка подавшись вперед, стоит молодая женщина. На ее устах играет довольная улыбка, на щеках видны ямочки. Она с восхищением смотрит на юношу, очевидно, новый фрак ей пришелся по душе.

На заднем плане возле двери стоит молоденькая горничная. Девушка тоже рассматривает барина в но­вом фраке, но свои эмоции прячет, прикрывая лицо рукой.

Комната, в которой развернулось это действие, является образцовым примером жилища дворян того времени: конца XIX — начала XX в. Как уже было отмечено, комната оформлена в теплых, горчичных тонах. Слева мы видим низенький диван, рядом — столик с лампой, деревянный шкаф. В другой части комнаты расположился большой стол, уставленный подсвечниками и письменными принадлежностями. Если предположить, что это комната юного барина, то, видимо, за этим столом он работает.

Стены комнаты увешаны картинами, преимущественно в массивных золотых рамах, это говорит о том, что хозяин комна­ты увлечен живописным искусством и является его горячим поклонником.

Композиция всей картины тщательно продумана, зритель сразу видит, кто является главным героем, на кого следует обратить особое внимание, а кто лишь дополняет сложившуюся картину, является вто­ростепенным персонажем. Теплая цветовая гамма этого полотна также очень приятна взору, акценты расставлены лаконично и ненавязчиво. Стоит только поразиться той неутомимой наблюдательности, ко­торой наделен автор, восхититься той способностью художника изобразить простое повседневное собы­тие ярким и живым.

Владимир Маковский сумел показать, казалось бы, незначительно событие зна­чимым и интересным, сумел увлечь зрителя своей «живописной историей».

Глядя на произведения Владимира Егоровича Ма­ковского, зритель совершает небольшую экскурсию в прошлое, словно проваливается в ту эпоху, которую хотел изобразить художник. Способность рассмотреть в заурядном семейном событии — примерке нового фрака — саму психологическую суть, прочувствовать характеры героев и грамотно отобразить все это на полотне — вот то, что обеспечило Владимиру Ма­ковскому признание и уважение его современников и потомков.




По картине В. Е. Маковского «Первый фрак»