По картине В. Е. Маковского «Первый фрак»
Владимир Егорович Маковский — великолепный художник, непревзойденный мастер жанрово-бытовых сцен. С самого детства юный Маковский был окружен творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из зачинателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В пятнадцать лет Владимир поступил в художественное училище, которое основал его отец.
Спустя еще девять лет Маковский сам стал членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Появление этой творческой группы во второй половине XIX века ознаменовало рождение
«Товарищество передвижников» объединяло русских художников-реалистов, которые в своих картинах затрагивали насущные проблемы современного общества. Художники организовывали свои выставки в самых разных городах, осуществляли просветительскую деятельность. Главное место в творчестве этих мастеров кисти занимали бытовые сцены из жизни простых людей.
Владимир Маковский как никто другой умело передавал в своих картинах заботы и радости простого обывателя, подчеркивал тончайшие детали быта, интерьера,
Созерцая картины художника, зритель невольно становится участником событий, изображенных на полотне. Вполне оправданным будет сравнение этого художника с режиссером-постановщиком, который выставляет своих персонажей на сцену, наделяет их характером, вдыхает в них жизнь.
Едва взглянув на картину «Первый фрак», создается впечатление, что герои стоят на сцене, театрально застыв в наиболее характерных позах. Итак, что же мы видим? Небольшая уютная комната, оформленная в теплых тонах. В центре комнаты стоит молодой человек, примеривший первый в своей жизни фрак. Он окружен домочадцами, которые увлеченно оценивают его внешний вид.
Видимо, облик молодого человека непривычен не только его близким, но и ему самому. В позе юноши чувствуется легкая скованность, это видно по чуть-чуть ссутулившейся спине и неловко разведенным в сторону локтям. Молодой человек повернул голову вбок и его глаза устремлены на женщину в красной накидке и черном платье. Мы можем лишь строить догадки, возможно, это его мать. Она задумчиво склонила голову вбок, будто размышляя о чем-то, сплела вместе пальцы.
В ее образе присутствует некоторая рассеянность, а может быть, и растерянность от того, что ее ребенок уже вырос.
Позади юноши стоит пожилая женщина, скорее всего, его бабушка. Приподняв очки, старушка с любопытством разглядывает черную ткань, из которой сшит костюм внука. На ее плечи накинут длинный платок.
Чуть подальше от них, сложив руки на груди и слегка подавшись вперед, стоит молодая женщина. На ее устах играет довольная улыбка, на щеках видны ямочки. Она с восхищением смотрит на юношу, очевидно, новый фрак ей пришелся по душе.
На заднем плане возле двери стоит молоденькая горничная. Девушка тоже рассматривает барина в новом фраке, но свои эмоции прячет, прикрывая лицо рукой.
Комната, в которой развернулось это действие, является образцовым примером жилища дворян того времени: конца XIX — начала XX в. Как уже было отмечено, комната оформлена в теплых, горчичных тонах. Слева мы видим низенький диван, рядом — столик с лампой, деревянный шкаф. В другой части комнаты расположился большой стол, уставленный подсвечниками и письменными принадлежностями. Если предположить, что это комната юного барина, то, видимо, за этим столом он работает.
Стены комнаты увешаны картинами, преимущественно в массивных золотых рамах, это говорит о том, что хозяин комнаты увлечен живописным искусством и является его горячим поклонником.
Композиция всей картины тщательно продумана, зритель сразу видит, кто является главным героем, на кого следует обратить особое внимание, а кто лишь дополняет сложившуюся картину, является второстепенным персонажем. Теплая цветовая гамма этого полотна также очень приятна взору, акценты расставлены лаконично и ненавязчиво. Стоит только поразиться той неутомимой наблюдательности, которой наделен автор, восхититься той способностью художника изобразить простое повседневное событие ярким и живым.
Владимир Маковский сумел показать, казалось бы, незначительно событие значимым и интересным, сумел увлечь зрителя своей «живописной историей».
Глядя на произведения Владимира Егоровича Маковского, зритель совершает небольшую экскурсию в прошлое, словно проваливается в ту эпоху, которую хотел изобразить художник. Способность рассмотреть в заурядном семейном событии — примерке нового фрака — саму психологическую суть, прочувствовать характеры героев и грамотно отобразить все это на полотне — вот то, что обеспечило Владимиру Маковскому признание и уважение его современников и потомков.
По картине В. Е. Маковского «Первый фрак»