По картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»
Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся русский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своем творчестве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды.
Произведения этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают проникнуться духом легенд и сказок.
«Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васнецова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные царства». Поводом для создания этого полотна послужил заказ мецената С. Мамонтова, который хотел украсить новой картиной кабинет Правления железной дороги города Донецка. Знаменитый живописец обратил свое внимание на образы царевен из русских сказок, немного изменив их названия.
Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — царевной Драгоценных камней и только царевна Золотого царства осталась неизменной. В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизирует несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет ее уникальность, самобытность и величие.
В центре картины изображена царевна Драгоценных камней. Она величественно стоит на земле, ее гордая осанка и высоко поднятая голова свидетельствуют о ее благородном происхождении. Царевна одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зеленым, бирюзовым, розово-красным и желтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости ее образу.
Шею Царевны украшают тяжелые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных камней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка приподняты.
Взгляд царевны устремлен в сторону. Она стоит с серьезным выражением лица, скрестив перед собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.
Слева от царевны Драгоценных камней расположилась ее не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Ее наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий. Красивые узоры на золоченой ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На ее голове — величественная корова-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката.
Бледное лицо царевны грустно и печально, глаза опущены вниз. Она, как и ее сестра, смиренно скрестила руки перед собой и держит белый маленький платок.
Слева от своих старших сестер стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Ее образ существенно отличается от образов сестер: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако ее образ не становится от этого менее привлекательным и значимым. Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остается величественной. Ее скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя.
Она одета в изысканное платье из черной парчи, украшенное поясом и отделкой коротких рукавов. Ее черные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном лице — грусть и печаль, взгляд устремлен в сторону.
Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль тела, что символизирует величественное спокойствие царевны.
Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремлены в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было написано полотно. По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трех царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали веревку и бросили его погибать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трех царевен привел их в трепет и оцепенение.
Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев веревка, с помощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого — большой нож. Именно он обрезал веревку, обрекая своего брата на смерть.
Этим объясняется грусть и печаль трех прекрасных сестер, одна из которых стала возлюбленной Ивана — царевича и горевала больше остальных.
Величественность и яркость картине придают и огромные черные скалы, расположенные за фигурами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в желтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.
Картина «Три царевны подземного царства» настолько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался. В первоначальном варианте на полотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царевны были скрещены перед собой, как у ее старших сестер. Впоследствии, в 1884 году, В. М. Васнецов дополнил картину, сделав ее более яркой и колоритной, немного изменив сюжет.
Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музеях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.
«Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, ее богатствам и истории.
По картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»