По картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»
Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся русский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своем творчестве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды.
Произведения этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают проникнуться духом легенд и сказок.
«Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васнецова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные
Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — царевной Драгоценных камней и только царевна Золотого царства осталась неизменной. В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизирует несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет ее уникальность,
В центре картины изображена царевна Драгоценных камней. Она величественно стоит на земле, ее гордая осанка и высоко поднятая голова свидетельствуют о ее благородном происхождении. Царевна одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зеленым, бирюзовым, розово-красным и желтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости ее образу.
Шею Царевны украшают тяжелые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных камней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка приподняты.
Взгляд царевны устремлен в сторону. Она стоит с серьезным выражением лица, скрестив перед собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.
Слева от царевны Драгоценных камней расположилась ее не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Ее наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий. Красивые узоры на золоченой ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На ее голове — величественная корова-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката.
Бледное лицо царевны грустно и печально, глаза опущены вниз. Она, как и ее сестра, смиренно скрестила руки перед собой и держит белый маленький платок.
Слева от своих старших сестер стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Ее образ существенно отличается от образов сестер: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако ее образ не становится от этого менее привлекательным и значимым. Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остается величественной. Ее скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя.
Она одета в изысканное платье из черной парчи, украшенное поясом и отделкой коротких рукавов. Ее черные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном лице — грусть и печаль, взгляд устремлен в сторону.
Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль тела, что символизирует величественное спокойствие царевны.
Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремлены в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было написано полотно. По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трех царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали веревку и бросили его погибать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трех царевен привел их в трепет и оцепенение.
Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев веревка, с помощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого — большой нож. Именно он обрезал веревку, обрекая своего брата на смерть.
Этим объясняется грусть и печаль трех прекрасных сестер, одна из которых стала возлюбленной Ивана — царевича и горевала больше остальных.
Величественность и яркость картине придают и огромные черные скалы, расположенные за фигурами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в желтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.
Картина «Три царевны подземного царства» настолько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался. В первоначальном варианте на полотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царевны были скрещены перед собой, как у ее старших сестер. Впоследствии, в 1884 году, В. М. Васнецов дополнил картину, сделав ее более яркой и колоритной, немного изменив сюжет.
Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музеях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.
«Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, ее богатствам и истории.
По картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»