По картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»

Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся рус­ский художник. Он был основоположником особого русского стиля. Васнецов обратился в своем твор­честве к историческому жанру. Основой многих его произведений стали сказки или легенды.

Произведе­ния этого великого художника восхищают зрителей, переносят их в фантастический мир, помогают про­никнуться духом легенд и сказок.

«Три царевны подземного царства» — знаменитая картина великого русского художника В. М. Васне­цова, написанная им по мотивам русской народной сказки «Подземные

царства». Поводом для создания этого полотна послужил заказ мецената С. Мамонто­ва, который хотел украсить новой картиной кабинет Правления железной дороги города Донецка. Знаме­нитый живописец обратил свое внимание на образы царевен из русских сказок, немного изменив их на­звания.

Царевна Медного царства стала царевной Каменного угля, царевна Серебряного царства — ца­ревной Драгоценных камней и только царевна Золото­го царства осталась неизменной. В картине заложен глубокий смысл — каждая из царевен символизиру­ет несметные богатства Донбасского края и России в целом, прославляет ее уникальность,

самобытность и величие.

В центре картины изображена царевна Драго­ценных камней. Она величественно стоит на земле, ее гордая осанка и высоко поднятая голова свиде­тельствуют о ее благородном происхождении. Царев­на одета в необыкновенно красивый наряд: платье расшито замысловатым цветочным орнаментом из драгоценных камней с изумрудно-зеленым, бирюзо­вым, розово-красным и желтым оттенками. Золотые рукава и ярко-красные отвороты платья добавляют яркости ее образу.

Шею Царевны украшают тяже­лые бусы. На гордо поднятой голове — прекрасный венец-корона из переливающихся драгоценных кам­ней. Красивое лицо украшает яркий румянец. Алые губы не улыбаются, а соболиные брови слегка при­подняты.

Взгляд царевны устремлен в сторону. Она стоит с серьезным выражением лица, скрестив пе­ред собой руки, в которых держит небольшой белый платочек.

Слева от царевны Драгоценных камней располо­жилась ее не менее величественная сестра — царевна Золотого царства. Ее наряд оправдывает название — весь золотой и блестящий. Красивые узоры на золо­ченой ткани платья гармонируют с драгоценностями, украшающими его подол, рукава и обрамляющие круглые пуговицы. Несколько рядов бус украшают шею царевны. На ее голове — величественная корова-кокошник, вся в драгоценных камнях, сияющих в лучах заката.

Бледное лицо царевны грустно и пе­чально, глаза опущены вниз. Она, как и ее сестра, смиренно скрестила руки перед собой и держит бе­лый маленький платок.

Слева от своих старших сестер стоит младшая из них — царевна Каменного угля. Ее образ существен­но отличается от образов сестер: нет блеска, яркости и великолепия, большого количества драгоценных камней и золотой короны. Однако ее образ не стано­вится от этого менее привлекательным и значимым. Наоборот, царевна кажется самой очаровательной, близкой, милой и в то же время остается величествен­ной. Ее скромный, но царственный вид привлекает внимание зрителя.

Она одета в изысканное платье из черной парчи, украшенное поясом и отделкой корот­ких рукавов. Ее черные красивые волосы распущены и спускаются по плечам вниз. На белоснежном ли­це — грусть и печаль, взгляд устремлен в сторону.

Руки царевны опущены вниз и вытянуты вдоль те­ла, что символизирует величественное спокойствие царевны.

Все девушки не случайно грустны и печальны, также не случайно взгляды двух из них устремле­ны в сторону. В правом углу картины изображены два брата Ивана-царевича — главного героя русской народной сказки, по мотивам которой и было на­писано полотно. По сюжету сказки они оказались подлыми и злыми людьми: подняв на землю трех царевен Подземного царства и свою матушку, они предали брата, обрезали веревку и бросили его поги­бать в подземелье. Братья изображены в тот момент, когда величественный и прекрасный вид трех царе­вен привел их в трепет и оцепенение.

Оба упали на колени перед прекрасными девушками и склонились в поклоне. В руках одного из братьев веревка, с по­мощью которой они доставали пленников Подземного царства, в руках другого — большой нож. Именно он обрезал веревку, обрекая своего брата на смерть.

Этим объясняется грусть и печаль трех прекрасных сестер, одна из которых стала возлюбленной Ивана — царевича и горевала больше остальных.

Величественность и яркость картине придают и огромные черные скалы, расположенные за фигу­рами царевен, и живописный небосвод, окрашенный лучами заходящего солнца в желтые, оранжевые, розовые тона, и бледно-лиловые облака.

Картина «Три царевны подземного царства» на­столько волновала художника, что он неоднократно к ней возвращался. В первоначальном варианте на по­лотне, написанном в 1881 году, отсутствовали братья Ивана-царевича, а руки прекрасной младшей Царев­ны были скрещены перед собой, как у ее старших сестер. Впоследствии, в 1884 году, В. М. Васнецов дополнил картину, сделав ее более яркой и колорит­ной, немного изменив сюжет.

Обе картины стали народным достоянием и находятся в известных музе­ях: государственной Третьяковской галерее и Музее Русского искусства в городе Киеве.

«Три царевны подземного царства» В. М. Васнецова, являясь олицетворением богатства русской земли, восхищают нас своей красотой и величественностью, воспитывают любовь к родной земле, ее богатствам и истории.




По картине В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства»