По картине В. Попкова «Осенние дожди»

Российский художник Виктор Ефимович Поп­ков — яркая личность. Он работал в техниках живописи и графики. Однозначного мнения по поводу работ художника не существует.

Попкова называют одним из основоположников «сурового стиля» в искусстве нашей страны. «Суровый стиль» характеризовался лаконичными цветовыми решениями, своеобразным упрощени­ем пространства полотна, некоторой плоскостной ориентацией изображения. Но Попков стремился адаптировать «суровый стиль» под свою бурную, неуемную и эмоциональную натуру. Для худож­ника

характерны картины-метафоры, глубокий смысл в которых кроется за обычными, казалось бы, образами.

Точность наблюдений, отображения натуры в работах живописца сочетаются с нравс­твенными и историческими деталями.

Картина «Осенние дожди», о которой хотелось бы рассказать в данной работе, условно может быть отнесена к исторической ветви творчества Попкова. Она отличается спокойствием, в контрасте с эмоци­ональной насыщенностью и драматизмом боль­шинства работ художника, даже элегичностью.

Картина «Осенние дожди» создана в 1974 г. Эта работа окончена не была, тем не менее по ней пре­красно

виден замысел художника. Картина прони­кнута любовью творца к русской истории, культуре и особенно к народному русскому поэту, классику, Александру Сергеевичу Пушкину. Словно бы родс­твенную душу художник почувствовал в поэте.

Впрочем, многие исследователи творчества худож­ника находят общее между двумя этими фигура­ми — великим русским поэтом и ярким, талантли­вым художником, работавшим и стремившимся к новым горизонтам в сложные для нашей страны времена. Неудивительным считается то, что на по­хоронах Попкова рядом с гробом стояла именно кар­тина «Осенние дожди». Это произведение не оконче­но — художник не успел этого… Он умер, глупо и случайно. И в этом исследователи отмечают об­щность с Пушкиным…

Художника и поэта объеди­няет прежде всего их пронзительная любовь к ро­дной стране, бескрайним просторам природы. Вик­тор Попков, как и Пушкин, любил осень. Осенью ему, как и поэту, работалось более вдохновенно.

Игорь Обросов, художник, так писал о собрате по кисти: «Виктора Попкова увлекала глубина жи­зненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, ско­рее, низвергался вниз. Такое стремительное движе­ние в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути.

Он увлекал за собой то, что живо, не­равнодушно, дерзновенно и направлено к постиже­нию тайн природы и души человеческой».

В 1973 г. художник побывал в Михайловском, месте, тесно связанном с жизнью и творчеством Пушкина. Попков был очарован прекрасной при­родой, восхитительной осенью.

Композиция картины достаточно проста. Цен­тральным персонажем картины можно назвать… осень. Именно изображение осени — золотой, дож­дливой — занимает большую часть полотна.

Осень на картине сквозит светлой печалью.

Картина решена в желто-коричневых тонах. Тускло-желтые деревья, мрачное дождливое небо с всплесками блеклых желтоватых листьев… Влаж­ное дерево крыльца…

Все это придает работе осо­бенное, печально-осеннее очарование.

Изумительна по своей выразительности фигу­ра А. С. Пушкина, поэта. Изящный черный силуэт очень четко выделяется на желтоватом осеннем фоне. Ясный характерный профиль поэта на фоне осеннего неба необычайно выразителен. Во всей фигуре Пушкина, облаченного в черный фрак, сквозит вдохновение.

С удивительным талантом Попков сумел изобразить пронизывающую зя­бкость осенней природы. Стоит только отметить, как поэт обхватил своими руками плечи, и словно веет ледяной моросью, осенней горьковатой све­жестью. Глядя на картину, невольно вспоминаешь строки из одного из самых трогательных стихотво­рений Пушкина:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Как известно, великий русский поэт предпочи­тал творить осенью, и увядание природы всегда было его любимым временем года.

На заднем плане картины можно увидеть серые, закрытые тяжелыми тучами осенние небеса, в ко­торых сквозит печаль. Вода, подернутая рябью, придает лиричность изображению. И хотелось бы задержать внимание на одной детали заднего пла­на картины. Это — одинокая белая лошадь.

Она почти невидима, теряется между краем картины и столбом террасы. Склонившаяся к влажной тра­ве, маленькая белоснежная фигурка словно бы пронизана одиночеством и тесной взаимосвязью с осенней печальной природой.

Картина решена преимущественно в желтых, синевато-зеленых и серых тонах. Композиция ее элегична и пронизана захватывающей лирич­ностью, Осень и связанные с нею эмоции — вдох­новенность, смутная печаль, одиночество — отра­жены с величайшей точностью.

Хотелось бы рассказать немного о периоде со­здания картины «Осенние дожди». Попков творил в Михайловском. Он заказал фрак и одевал в него художника Ю. С. Павлова, с которого писал Пуш­кина. Попков стремился добиться выразительно­сти истинного шедевра, и ему это удалось.

И сам Попков порой облачался во фрак, стремясь проник­нуться исторической атмосферой, словно сбли­зиться с эпохой жизни великого русского поэта. Попков сумел ощутить родство с Пушкиным, именно благодаря этому чувству картина произво­дит неизгладимое впечатление на зрителя. Приро­да на полотне поэтична и дышит лирической пе­чалью, что так характерно для стихов Пушкина.

Конечно, картину «Осенние дожди» нельзя на­звать строго историческим произведением. Скорее это попытка художника проникнуть в эмоциональ­ный мир поэта, передать осеннее вдохновение, красоту природы и взаимосвязь времени года с творчеством.

Картина «Осенние дожди» — это прощальное произведение художника. В этой работе ощуща­ется мироощущение самого Попкова. Исследовате­ли считают, что работа эта близка к автопортретному жанру.




По картине В. Попкова «Осенние дожди»