По картине В. Попкова «Осенние дожди»
Российский художник Виктор Ефимович Попков — яркая личность. Он работал в техниках живописи и графики. Однозначного мнения по поводу работ художника не существует.
Попкова называют одним из основоположников «сурового стиля» в искусстве нашей страны. «Суровый стиль» характеризовался лаконичными цветовыми решениями, своеобразным упрощением пространства полотна, некоторой плоскостной ориентацией изображения. Но Попков стремился адаптировать «суровый стиль» под свою бурную, неуемную и эмоциональную натуру. Для художника
Точность наблюдений, отображения натуры в работах живописца сочетаются с нравственными и историческими деталями.
Картина «Осенние дожди», о которой хотелось бы рассказать в данной работе, условно может быть отнесена к исторической ветви творчества Попкова. Она отличается спокойствием, в контрасте с эмоциональной насыщенностью и драматизмом большинства работ художника, даже элегичностью.
Картина «Осенние дожди» создана в 1974 г. Эта работа окончена не была, тем не менее по ней прекрасно
Впрочем, многие исследователи творчества художника находят общее между двумя этими фигурами — великим русским поэтом и ярким, талантливым художником, работавшим и стремившимся к новым горизонтам в сложные для нашей страны времена. Неудивительным считается то, что на похоронах Попкова рядом с гробом стояла именно картина «Осенние дожди». Это произведение не окончено — художник не успел этого… Он умер, глупо и случайно. И в этом исследователи отмечают общность с Пушкиным…
Художника и поэта объединяет прежде всего их пронзительная любовь к родной стране, бескрайним просторам природы. Виктор Попков, как и Пушкин, любил осень. Осенью ему, как и поэту, работалось более вдохновенно.
Игорь Обросов, художник, так писал о собрате по кисти: «Виктора Попкова увлекала глубина жизненных явлений, постоянные поиски, изыскания непреходящих духовных ценностей. Он не всходил на вершины искусства медленно, тяжело, он, скорее, низвергался вниз. Такое стремительное движение в глубину не было обвалом, уничтожающим все на своем пути.
Он увлекал за собой то, что живо, неравнодушно, дерзновенно и направлено к постижению тайн природы и души человеческой».
В 1973 г. художник побывал в Михайловском, месте, тесно связанном с жизнью и творчеством Пушкина. Попков был очарован прекрасной природой, восхитительной осенью.
Композиция картины достаточно проста. Центральным персонажем картины можно назвать… осень. Именно изображение осени — золотой, дождливой — занимает большую часть полотна.
Осень на картине сквозит светлой печалью.
Картина решена в желто-коричневых тонах. Тускло-желтые деревья, мрачное дождливое небо с всплесками блеклых желтоватых листьев… Влажное дерево крыльца…
Все это придает работе особенное, печально-осеннее очарование.
Изумительна по своей выразительности фигура А. С. Пушкина, поэта. Изящный черный силуэт очень четко выделяется на желтоватом осеннем фоне. Ясный характерный профиль поэта на фоне осеннего неба необычайно выразителен. Во всей фигуре Пушкина, облаченного в черный фрак, сквозит вдохновение.
С удивительным талантом Попков сумел изобразить пронизывающую зябкость осенней природы. Стоит только отметить, как поэт обхватил своими руками плечи, и словно веет ледяной моросью, осенней горьковатой свежестью. Глядя на картину, невольно вспоминаешь строки из одного из самых трогательных стихотворений Пушкина:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Как известно, великий русский поэт предпочитал творить осенью, и увядание природы всегда было его любимым временем года.
На заднем плане картины можно увидеть серые, закрытые тяжелыми тучами осенние небеса, в которых сквозит печаль. Вода, подернутая рябью, придает лиричность изображению. И хотелось бы задержать внимание на одной детали заднего плана картины. Это — одинокая белая лошадь.
Она почти невидима, теряется между краем картины и столбом террасы. Склонившаяся к влажной траве, маленькая белоснежная фигурка словно бы пронизана одиночеством и тесной взаимосвязью с осенней печальной природой.
Картина решена преимущественно в желтых, синевато-зеленых и серых тонах. Композиция ее элегична и пронизана захватывающей лиричностью, Осень и связанные с нею эмоции — вдохновенность, смутная печаль, одиночество — отражены с величайшей точностью.
Хотелось бы рассказать немного о периоде создания картины «Осенние дожди». Попков творил в Михайловском. Он заказал фрак и одевал в него художника Ю. С. Павлова, с которого писал Пушкина. Попков стремился добиться выразительности истинного шедевра, и ему это удалось.
И сам Попков порой облачался во фрак, стремясь проникнуться исторической атмосферой, словно сблизиться с эпохой жизни великого русского поэта. Попков сумел ощутить родство с Пушкиным, именно благодаря этому чувству картина производит неизгладимое впечатление на зрителя. Природа на полотне поэтична и дышит лирической печалью, что так характерно для стихов Пушкина.
Конечно, картину «Осенние дожди» нельзя назвать строго историческим произведением. Скорее это попытка художника проникнуть в эмоциональный мир поэта, передать осеннее вдохновение, красоту природы и взаимосвязь времени года с творчеством.
Картина «Осенние дожди» — это прощальное произведение художника. В этой работе ощущается мироощущение самого Попкова. Исследователи считают, что работа эта близка к автопортретному жанру.
По картине В. Попкова «Осенние дожди»