По картине З. Е. Серебряковой «На кухне. Портрет Кати»

Русская художница начала XX века, мастер гра­фики и живописи З. Е. Серебрякова, стала одной из первых женщин, которые вошли в историю нашей отечественной живописи. Она прославилась своей картиной «За туалетом. Автопортрет», которая бы­ла представлена в 1909 году на выставке «Союза русских художников» и сейчас находится в Государ­ственной Третьяковской галерее. Значительное место в творчестве художницы занимает тема детства, ко­торая является любимой для Зинаиды Евгеньевны.

Художницу привлекала детская непосредственность, естественность

и открытость. Широкую известность приобрели картины художницы: «За завтраком», «Ка­тя в голубом у елки», «Девочки у рояля», «Мальчики в матросских тельняшках» и многие другие. На них «мастер детского портрета», как называли Сереб­рякову критики, с особенной любовью и теплотой изображала своих четверых детей: двоих сыновей — Сашу и Женю, двоих дочек — Таню и Катю.

Горячо любимые дети с самого раннего детства становились героями живописных полотен художни­цы. Перед нами — одна из таких работ: на Картине «На кухне. Портрет Кати» изображена младшая дочь Зинаиды Евгеньевны.

Катя

сидит за деревянным коричневым столом. На ней белоснежная кофточка и ярко-синий сарафан. У девочки серьезное задумчивое лицо, глаза опуще­ны вниз, на алых губах нет и тени улыбки.

Легкий румянец покрывает щечки белоснежного детского лица. Легкие кудри длинных коричневых волос лу­каво спадают на плечи. О чем задумалась девочка?

Возможно, как приготовить вкусное блюдо, помогая маме, а возможно как вырастет взрослой и будет хлопотать на кухне уже для своих детишек.

Удобный ракурс картины дает нам возможность внимательно рассмотреть все, что находится на столе перед девочкой. Ближе всего к Кате распо­ложена полная корзина яиц. Одно из них девочка держит в руке, как бы предлагая его нам. Вторая рука Кати опущена в корзину. Слева от девочки стоит большой глиняный кувшин.

Скорее всего, там находится молоко, которое дети любят пить по утрам. За корзиной, ближе к зрителю, располагается «букет» из свеклы, живописно уложенной корнепло­дами в одну сторону, а длинной бордово-зеленой листвой — в другую. На переднем плане прямо на разделочной деревянной доске лежат пять неболь­ших рыбешек, которые, возможно, были пойманы старшими братьями Кати. На изгибах белоснежной скатерти слева лежат две оранжевых моркови с зе­леной ботвой.

Все предметы натюрморта написаны с большой тщательностью.

Картина выполнена в контрастных тонах. На си­нем фоне образ девочки кажется более выразитель­ным, светлым, чистым и жизнерадостным. Ее сарафан синего цвета гармонирует с общим фоном картины.

Композиция картины представляет собой искусное сочетание нескольких жанров: натюрморта и портре­та. Овощи ярких насыщенных тонов, белоснежная скатерть, общий фон полотна и главная героиня об­разуют особый колорит картины, создают, радостное, веселое и бодрое настроение.

З. Е. Серебряковой был создан целый мир удиви­тельных детских образов, каждый из которых непо­вторим и уникален. Однако во всех есть общее: безграничная любовь к детям, восхищение искренно­стью их чувств и поступков. В картине «На кухне.

Портрет Кати» как и в других, созданных на тему дет­ства, передается поэзия обыденного, повседневного, но такого близкого и милого сердцу.




По картине З. Е. Серебряковой «На кухне. Портрет Кати»