По литературе «Гамлет — идеальный герой своего времени»

Человеком он был весь, во всем. На него похожих уже я не увижу, — эти слова Гамлета о своем отце короле можно было бы взять в качестве эпиграфа и к разговору о Гамлете, принце Датском. Перед нами прошла вся жизнь Гамлета.

Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего преобразования героя из мальчика, который никогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, на мыслителя, философа, готового к действиям юноши. Несколько штрихов Шекспир подает для рисования того, каким Гамлет был до того, как возникли в его жизни

сложные вопросы. Гамлет был принцем Датским, наследником королевского трона. Имел ничем не омраченную жизнь, учился в наилучшем Виттенбергском университете, который был символом свободной мысли, «синонимом духовной реформации ХVI столетия».

Гамлет не только был знаком с научной мыслью своего времени, он хорошо знал литературу, искусство, сам писал стихи, знал правила сценического действа. Как настоящий человек своего времени, Гамлет владеет и мечом.

Гамлет — настоящий гуманист, он хорошо понимал недостатки своего времени и мог бы быть мудрым правителем. Как сын своего отца, Гамлет должен отомстить за

честь семьи, убить Клавдия, который не только отравил брата-короля, а и виновен в грехе «кровосмешания». Братоубийца плодит вокруг себя одно зло.

Беда Гамлета в том, что он не хочет быть продолжателем зла — ведь, чтобы искоренить зло, Гамлету придется применить то самое зло. Ему тяжело ступить на такой путь. Героя раздирает раздвоенность: дух отца призывает к мести, внутренний же голос останавливает «действие зла».

Гамлет старается вывести зло, как это говорят, «на чистую воду». Для этого и устраивает он спектакль:

«Пьеса — это петля, Она совесть поймает короля».

Гамлет надеялся, что король и сам теперь сознается в совершенном преступлении. Он и сознается, но один на один, только в монологе с собой. Гамлет теряет благоприятный момент и дает возможность выиграть королю, который плетет против него новые сети зла.

Гамлет умеет быть решительным — убивает же он Полония, думая, что это король; отправляет хладнокровно на смерть Гильденстерна и Розенкранца. Почему же Гамлет так долго не отваживается отомстить Клавдию, подвергнуть его наказанию? Не только об отплате за личную несправедливость или только мести за убитого отца думает Гамлет — душу его растравляют раздумья о необходимости битвы с мировым злом:

Свихнулось время… О доля злая моя!

Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, хочет установить «связь времен», восстановить равновесие добра и злая. Но он бессилен перед миром неправды. Гамлет верит в силу правды, он завещает Горацио сказать о нем «повесть» людям. Значит, он сознает, что побороть зло дано еще ему, он может только проложить путь к «логову» зла. Пусть буду я жестоким — и не зверем, Пусть ранит острое слово — не кинжал,- так думает иногда Гамлет.

Он — человек своей эпохи, которая несет в себе ее раздвоенность. С одной стороны, Гамлет понимает, что человек — венец всего живого, украшение природы; с другой — убеждается, что человек недалеко ушел от животных, он обычный «прах», «глина». Гамлет убежден, что потустороннего мира не существует и в тот же время убеждается в противоположном: слова Привидения являются правдой.

Гамлет может действовать и действует, но его раздирают совесть и сомнения, он готов к мести и бездействует; он не может решиться на одно убийство, а его поведение служит причиной гибели тех людей, которые не должны были бы быть наказаны. Вероятно, Гамлет «сам себя перехитрил»: слишком много говорит, раздумывает, делает все, кроме главного. Человек — это прекрасное, совершенное создание. Эти убеждения человека своей эпохи столкнулись со старым образом жизни, в котором все средства прекрасны для достижения своей цели, в котором действуют законы негуманные, жестокие, звериные.

В борьбе с макиавелистами Гамлет погиб. Он похож на Дон Кихота, который тоже вышел на борьбу с целым миром.

Такие герои гибнут… Гибнут физически. Но духовно живут вечно. Беспокоят мысли людей, побуждают их к поискам смысла жизни.

Благодаря таким, как Гамлет, человек остается человеком, существом совершенным — «homo sapiens» находится в постоянном поиске истины, решая вопрос из вопросов: «Быть или не быть?».




По литературе «Гамлет — идеальный герой своего времени»