По новелле «Intermezzo»

Новелла «Intermezzo» написана в 1908 году после событий 1905-1907 годов, пережитых автором. Она содержит отголоски этих событий, интерпретированных М. Коцюбинским через переживания лирического героя, которого большинство критиков отождествляют с самим автором. Это дает нам право утверждать, что в новелле раскрывается не только тема служения интеллигенции народу, но и идея служения художника обществу. Отчасти лирический герой — это сам автор, усталый множеством «надо» и «должен». Вот как говорит об этом М. Коцюбинский: «Я устал.

Ведь

жизнь непрерывно и неумолимо идет на меня, как волна на берег. Не только собственную, но и чужую. А в конце — разве я знаю, где кончается собственная жизнь, а чужая начинается? Я слышу, как чужое существование входит в мое, словно воздух сквозь окна и двери, как воды притоков в реку. Я не могу разминуться с человеком.

Я не могу быть одиноким».

Стремление к одиночеству обоснованное недопустимостью того состояния морального равнодушия интеллигенции, разочарованности и апатии, которое появилось в период социального кризиса начала ХХ века. Как это произошло? Писатель считает вполне естественным то, что художник

воспринимает все боли человеческие как свои: так подобает порядочному человеку, гражданину, а еще больше художнику, ведь, по мнению писателя, художник должен быть чувствительным к чужому горю, потому что его призвание — быть словом для бесправного народа, его голосом.

Настоящий художник не разделяет беды свои и чужие, а это нелегко. Есть от чего устать, есть ради чего брать передышку. Покой нужен художнику, чтобы иметь возможность набраться душевных сил. Автор представляет необычную для всей нашей литературы картину равнодушия человека, когда, прочитав о повешенных, он спокойно заедает это известие сливой.

Писателя пугает подобное отсутствие нормальной реакции. Что же нужно, чтобы изменить такое положение? Как ответ на этот вопрос М. Коцюбинский подает прекрасные картины природы, способные вылечить изболевшуюся душу.

Она предоставляет силу, она напоминает о величии вечного и зовет восстановить утраченную гармонию ради обновления, ради самой жизни.

А чудо возвращения к человеку поражает своей пронзительной правдой. Человек не может быть одиноким все время, он должна находиться среди людей. И место художника именно в обществе — там, где он наиболее необходим, где боли и страдания человеческие достигли края. И лирический герой новеллы после душевного отдыха желает вернуться к людям. «Говори, говори», — обращается он к мужику, который олицетворяет для него все горе человеческое.

Он снова готов служить людям, как и положено настоящему художнику.




По новелле «Intermezzo»