По пьесе Островского «Гроза»: Система образов

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними. Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.

В «Грозе» представители мира произвола и угнетения изображены более безжалостными и жестокими, чем самодуры

в предыдущих пьесах Островского. Болынова в конце становится даже жалко, Гордея Торцова «Бедность не порок» самого можно растрогать, но никто не и состоянии поколебать жизненные принципы Дикого и Кабанихи. Понятно, что они с самого начала воспринимаются как злая сила, воплощение «темного царства», стремящегося любыми путями Погасить возникший «луч света». И системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Ивановой и Дикому.

Однако она противостоит и всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, Которая развертывается на их глазах.

Героиня пьесы, рвущаяся

к людям, к свету, одинока. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному с нескрываемой симпатией.

Показательно, что Катерина и Кулигин ни разу не разговаривают друг с другом, не видно рже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются. Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.

Кулигин — типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему им пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетельности грозы, цитирует Ломоносова и Державина. Иго просветительские иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле — дело ипиедомо безнадежное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покориться!

А вот когда будет у меня миллион, Тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда — самообман. Таким же самообманом является пребывание Бориса.

«Темное царство» успело наложить на Бориса свою печать. Мысль о завещанных деньгах, которые, вполне вероятно, Дикой никогда ему не отдаст, до такой степени его поработила, что он, Молодой, здоровый, образованный человек, никогда, очевидно, не надумывался о реальной возможности жить своим трудом. И все же встреча с Катериной не прошла для него бесследно.

Образ Бориса не является статичным. К концу драмы в нем становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким Переживаниям. Однако любовь, как уже неоднократно бывало и русской литературе, стала для него испытанием, которого он не выдерживает. Сам себя Борис называет «вольной птицей».

Это неправда. Он сидит в тесной клетке, откуда ему уже не вырваться. В «Грозе» это удалось только Катерине, однако ценой жизни.

Образ Тихона тоже дан в динамике, в движении. И на него падает отблеск того «луча света», который исходит от Катерины. И в прочем, это обнаруживается лишь к концу пьесы, когда уже нельзя ничего изменить.

Но нельзя не видеть, что молодой Кабанов оказывается способным к сопереживанию, у него проявляется подлинное сочувствие к горю и страданиям других людей Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, в и дет в Борисе не только врага, но и глубоки страдающего человека. Трагическая ситуация не разъединила а сблизила их. Однако горькое прозрение Тихона трагически запоздало При жизни Катерина так и не смогла дождаться о него участия и поддержки.

По принципу контраста строится также сопоставление героини «Грозы» и Варвары Богатству внутреннего мира, чистоте и поэтичности душевная ограниченность и даже примитивность. До статочно сравнить сцены двух любовных свиданий: Варвар с Кудряшом и Катерины с Борисом.




По пьесе Островского «Гроза»: Система образов