По пьесе В. Винниченко «Грех»

Без преувеличения триумфальным был приход в украинскую прозу Владимира Винниченко. И если бы Винниченко, кроме своих ранних рассказов, не написал бы больше ничего, он все равно остался бы в нашей литературе. А мог бы и не написать, так как жить ему пришлось в драматическое и жестокое время. Ведь судилось ему быть в эпицентре всех тогдашних событий, жить активной политической жизням, когда на литературу у человека, кажется, совсем не остается времени и сил.

Только натура титанического духа и грандиозного творческого потенциала могла не потеряться

бесследно и не распылиться под разрушительными ветрами той страшной эпохи, когда таких, как Винниченко, безжалостно истребляла машина тоталитарного террора. Уже ранние рассказы Винниченко показали, что в литературу пришел писатель чрезвычайно развитого социального чувства и глубокой культуры. Его зоркий глаз замечал скрытые для других конфликты и процессы тогдашнего украинского общества в разных его сферах, выхватывало из жизни яркие, удивительно пластические типажи. В рассказ молодого писателя урвались разные общественные слои и заговорили они так, как говорили в реальной жизни.

Уже первые читатели

Винниченко ощутили, что этот прозаик в самом деле виртуозно владеет словом, умеет несколькими точными штрихами очертить пластично выразительную и психологически точную картину.

Что такое грех? Где искать тонкую грань между праведным и грешным? И или есть она вообще? Какой грех есть тягчайшим?

На эти и другие вопросы старался найти ответы В. Винниченко в пьесе «Грех». Устами главной героини автор говорит, что безгрешный человек — «… сладенькая мамалыга…, не способная ни на какой грех. А значит, и ни на какую святость». Мария, девушка «… лет 26…

Фигура гибкая, ходит легко, но словно небрежно. Манера говорить насмешлева…»,- главная героиня пьесы. Она приводит в удивление, а кое-где даже шокирует нас своей «экстравагантностью». Прикуренная от лампадки папироса, откровенная насмешка над подругой Ниной, которой Мария придумала обидное прозвище — Муфта, желание прельстить монаха, который за убийство трех людей обрек сам себя на пожизненное заключение в темной келье, заявления о том, что она собирается проверить, какой любовник выйдет.

Кажется, девушке не известное чувство страха. Она будто живет в собственном миру, где нет места общепринятым морально-этическим законам. Но мы понимаем, что на лице Марии — маска.

А что героиня прячет под ней?

Героиня шокирует своих собеседников рассказами о своих прошлых грехах. Даже о глобальном грехе, войне, она говорит подчеркнуто насмешливо: «… врывается одна груда людей к второй и — лусь! хрясь! бах! — убивают, грабят, насилуют, подвергают пытке. А потом сидят себе, смеются, пьют, поют, выхваляются».

Мария собирается идти на фронт. Но поему? Ведь война уже забрала жизнь ее мужа. По моему мнению, этим поступком девушка старается заслужить прощение свой грех перед человеком, который она по-настоящему любила, но, не выдержав сложных отношений, сознательно пошла насмерть.

А возможно, Мария стремится убежать от самой себя, от своих чувств к Ивану, мужу Муфты? Она сознает, что разобьет сердце подруге, если Иван покинет жену ради Марии. Поэтому, как видим, за маской аморальности и бравадой дерзких слов спряталась слабая женщина, которая сознает, что она — грешница, и расплата за грехи — неминуемая.

Когда арестовали Марию вместе с товарищами-революционерами, героиня пьесы стала примером выдержки, достоинства, не покоренности для других. Но следователь нашел ахиллесову пяту девушки. Больной Иван, которого искренне любила Мария, не выдержал бы тюремного заключения. И, желая спасти его, героиня выказала место хранения типографии.

Революционеры арестованы. Но вместе с тем Мария попала в сети шантажа. Боясь быть разоблаченной перед товарищами, девушка вынуждена делать все новые безобразные проступки.

Но и этого надо следоветелю. Он захотел поехать с Марией в Крым «на отдых». Для девушки этот грех был последней каплей, которая переполнила чашу терпения героини.

Душа ее, раздавленная следователем, не выдержала этих мучений. И ценой, которую заплатила Мария за все свои вины, было самоубийство, а его, как известно, христиане считают тягчайшим грехом.

Никто не имеет права судить другого человека, так как все мы — грешные души. Но пьеса В. Винниченко «Грех» помогла мне осознать то, что от себя не убежишь, и рано или поздно придется отвечать за свои поступки. Но наш судья — собственная совесть и совести.

Романы, повести, рассказ, драмы Винниченко в двадцатые и тридцатые года активно влияют на литературу. Именно в настоящее время писатель заканчивает свою «Солнечную машину» — роман-утопию, роман, солнца и тьмы человеческих душ, роман о революции, «замирении» с ней. Это произведение не вкладывалось ни в новые, ни в старые литературные каноны.

И сейчас, когда творческое наследство писателя поворачивается к нам вместе с произведениями всех невинно наказанных, вместе с нашей репрессированной историей, мы понимаем, что это уже ростки возрождения, о котором так мечтал В. Винниченко.




По пьесе В. Винниченко «Грех»