По поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

«Витязь в тигровой шкуре» — одна из величайших поэм мировой литературы, провозглашающая идеи добра, дружбы и справедливости, отстаивающая право человека на свободу, счастье и любовь. Неисчерпаемый родник мудрости и поэзии, она занимает достойное место среди таких шедевров мировой литературы, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, » Божественная комедия » Данте.

Автор этой гениальной поэмы — Шота Руставели — жил на рубеже ХІІ-ХІІІ веков, в эпоху правления прославленной грузинской царицы Тамар. Это было время, когда средневековая

Грузия достигла не только политического могущества, но и настоящего расцвета культуры. Шота Руставели был просвещенным представителем своего времени. Предания рассказывают, что поэт был широко и всесторонне образован, владел несколькими языками, изучал литературу и философию, много путешествовал. Впитав богатство древнегрузинской письменной культуры и одновременно следуя лучшим фольклорным традициям, Руставели развил и поднял на большую высоту грузинскую поэзию, а поэма «Витязь в тигровой шкуре» создала ему поистине неувядаемую славу.

Будучи выразителем лучших стремлений самой прославленной

эпохи в истории грузинского народа, Шота Руставели сложил бессмертный гимн самым благородным чувствам — дружбе и любви и одним из первых в истории средневековой поэзии утвердил новый идеал совершенного человека. Несмотря на то что персонажи поэмы — представители разных народов, понятно, что автор художественно правдиво изобразил современную ему действительность, а в образах его героев воплотились лучшие черты передовых людей феодальной Грузии XII века.

Герои Руставели живут и действуют во имя возвышенных целей. Свое жизненное предназначение они видят в помощи угнетенным, в восстановлении справедливости, в утверждении уз братства, дружбы и любви. Основными их качествами являются отвага, человеколюбие, бесстрашие, постоянная готовность к самопожертвованию, стремление делать добро и непримиримость ко злу.

Это особенно видно на примере таких героев, как Автандил и Тариэл.

ПоэтическиЕ строки поэмы, посвященные описанию их жизни, любви и дружбы, красноречиво говорят о том, что волнует писателя прежде всего. Многочисленные афоризмы: «Кто в беде покинет друга, сам узнает горечь бед», «Что припрячешь — то погубишь, что раздашь — вернется снова», «Скупость — признак скудоумья», «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом», «Куст сухой зазеленеет там, где суд творится правый» свидетельствуют о том, что Руставели ценит в людях честность, преданность дружбе, щедрость, душевное тепло. Мужественные и сильные, его герои — самоотверженные И; бесстрашные борцы за торжество справедливости, добра и счастья.

По мнению Шота Руставели, счастье не дается человеку просто так. Он должен заслужить его своими поступками и своими нравственными качествами.

Судьба может посылать человеку всевозможные препятствия, тяжелые душевные страдания, кроме того, в поэме против добра часто выступают злые силы. Но автор «Витязя в тигровой шкуре» постоянно отмечает, что зло — явление временное, ведь «зачем добра создатель злое чудо сотворит?», напротив — «Не творит создатель злого, милосерд его закон». Человек должен понимать, что все зло — временно, оно вызвано «коварным мгновенным миром», и быть стойким на своем пути.

Конечно, человеку помогает Бог, который не дает ему погибнуть, но все же главное условие — активная деятельность самого человека и его самостоятельный выбор. Другими словами, чтобы пользоваться земными благами, человек должен быть этого достоин — обладать разумом и героическим духом, смиряться в беде: «Что это за храбрец, если он не преодолеет горестей», что это за мужественный человек, который до конца не испытает самого себя? Именно на уверенности в конечном и обязательном торжестве добра основан сюжет поэмы. Счастья, по мнению автора, нужно добиваться в реальной, земной жизни, и герои, преодолев множество препятствий, торжествуют победу добра над злом.

А битва за освобождение Нестан воспринимается как битва за красоту, за освобождение добра и красоты из плена злых сил.

Человек, по мнению Руставели, приходит в этот мир, чтобы любить и знать цену любви, потому что любовь облагораживает и побуждает к добрым делам. А творить добро и преодолевать трудности всегда легче, когда рядом верный и самоотверженный друг. Поэтому «Витязь в тигровой шкуре» — это также настоящий гимн священному союзу дружбы, побратимства.

Рыцари — герои «Витязя в тигровой шкуре», преклоняются перед истинной дружбой. Тариэл, Автандил и Придон — беззаветно преданные друзья, но их дружба основана не просто на взаимной симпатии, они умом стараются понять беды и невзгоды друг друга, анализируют свое поведение. Это заметно уже с первой встречи героев когда отчаянию Тариэла противопоставляется трезвый рассудок Автандила. Он предусмотрителен, дает разумные советы, что и помогает Тариэлу вернуться к активной деятельности.

Герои сохраняют самоотверженную верность дружбе в любых обстоятельствах. Автан дил, например, оставляет родину, свою возлюбленную и отправляет ся в опасный путь на поиски пропавшей возлюбленной Тариэла, вед его девиз:

Друг пусть другу верно служит, не щадя себя ни в чем, Должно сердцу быть для сердца и дорогой, и мостом.

Автандил и Придон достойно выполнили долг дружбы — помогли разыскать заключенную в Каджетскую крепость Нестан и освободить похищенную красавицу. Тариэл ответил Автандилу такой же самоотверженностью, когда вместо того, чтобы вернуться в Индию, последовал за ним в Аравию. Но кроме рыцарской дружбы, автор воспевает также чистую, трогательную дружбу между юношей и девушкой.

Это дружба Тариэла и Асмат, которая перенесла множество трудностей, но не покинула его в беде.

В «Витязе в тигровой шкуре» Шота Руставели своей художественной задачей видел изображение свободных людей, проникнутых возвышенным духом, поэтому высший пафос произведения — безграничная вера в человека, в его способность к истинной, преданной дружбе, вера в торжество добра и справедливости. С этой позиции и оценивают Шота Руставели как величайшего гуманиста средневековья.




По поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»