По портрету А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского
Орест Адамович Кипренский родился на мызе Нежинской. Биографы художника пришли к выводу, что он был внебрачным сыном помещика А. С. Дьяконова. Матерью будущего знаменитого портретиста была крепостная крестьянка Анна Гавриловна, которую через год после рождения маленького Ореста барин выдал замуж за крепостного Адама Карловича Швальбе. По документам мальчик числился его сыном.
Сохранились сведения, что приемный отец хорошо относился к ребенку. Но и настоящий отец, по-видимому, не забывал о своем сыне, рожденном крестьянкой. В 1788 г. он
Кипренский стал первым русским портретистом XIX в. — и не только по времени. Портрет его приемного отца А. К. Швальбе, его первую серьезную работу как портретиста, итальянцы приняли за полотно кисти знаменитого голландского художника XVII в. Рембрандта ван Рейна.
На могиле Кипренского в Риме стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника
Знаменитый портрет А. С. Пушкина Кипренский написал в 1827 г. по заказу барона А. А. Дельвига, друга Пушкина со времен обучения в Царскосельском Лицее.
Известно, что Пушкин не любил позировать. В то же время он хорошо знал Кипренского, который уже писал портреты многих известных писателей:В. А. Жуковского, И. А. Крылова и др.
Легко предположить, что поэту и художнику было о чем поговорить во время сеансов.
Выдающиеся современники по достоинству оценили картину. Самому поэту портрет тоже понравился, и он адресовал художнику следующее стихотворение:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
В стихотворении упоминаются музы — древнегреческие богини, покровительницы искусств. Аониды — один из эпитетов муз, который использовался еще поэтами древности, происходит, от названия местности в Древней Греции — Аонии — одного из предполагаемых мест обитания муз.
На портрете Пушкина работы Кипренского, помимо изображения самого поэта, запечатлено скульптурное изображение одной из муз — в правом верхнем углу. В руках у нее струнный музыкальный инструмент, похожий на арфу — кифара, которая была очень популярна в Древней Греции. С кифарой в руках традиционно изображалась муза любовной поэзии — Эрато.
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна — эти строки из «Евгения Онегина», характеризующие Ленского, как нельзя более подходят и к самому Пушкину, который написал очень много любовных стихотворений.
Есть мнение, что на картине запечатлена скульптура гения поэзии.
На портрете Пушкин на первый взгляд может показаться задумчивым и спокойным. Впрочем, по этому поводу высказывались разные мнения. Например, поэт Ф. Н. Глинка по поводу портрета писал Пушкину следующее: «У меня есть Ваш портрет [гравюра с него], только жаль, что Вы в нем представлены с некоторой пасмурностью.
Нет той веселости, которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие печалей жизни?»
Портрет вызвал больший интерес — и много споров. Говорили, что портрет удивительно передает черты поэта — а другим казалось, что сходства нет. Те, кто хорошо знал Пушкина, указывали, что положение рук, как на портрете, поэту несвойственно.
Одним видится, что поза, в которой изображен Пушкин, передает внутреннее напряжение, волнение, другие — безмятежную гармонию.
Пушкин изображен на светлом желто-зеленоватом фоне, одетый в черный сюртук строгого Покроя. Воротник белой рубашки лишь чуть выглядывает из-под черного шелкового шейного платка. Через плечо переброшен шотландский плед — или, по мнению некоторых исследователей, плащ — в красную, зеленую и коричневую клетку.
Фигура изображена в фас, лицо слегка повернуто вправо. Взгляд голубых глаз устремлен вдаль. Художник живо изобразил темные вьющиеся волосы поэта, унаследованные от деда-арапа.
Руки скрещены на груди, видно лишь тщательно выписанные четыре пальца правой руки.
Очевидно, что портрет написан вдохновенно, с большим мастерством — не случайно он стал, пожалуй, главным изображением, по которому сейчас судят о том, как выглядел Пушкин. Ничего лишнего, тщательно выписано лицо, общее впечатление от портрета — возвышенное и торжественное, но без излишней помпезности, которая нередко бывает присуща парадным портретам.
После смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет у вдовы своего друга. В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
По портрету А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского