По портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина

Илья Ефимович Репин происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провел на Украине в городке Чугуеве. Там же приобрел первые серьезные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в Акаде­мии художеств.

Одной из самых знаменитых полотен Репина явля­ется картина «Бурлаки на Волге», ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной доли

русского народа. Не менее запоминающимися являют­ся и другие работы художника: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына», «Царевна Софья в Новодевичьем мона­стыре», «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» и др. Среди работ Репина немало и портретов известных людей — современни­ков художника.

Актер Григорий Григорьевич Ге, порт­рет которого был написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей. На момент созда­ния портрета Г. Г. Ге играл на сцене Александринско­го театра

в Петербурге, где приобрел значительную известность. Среди его ролей — Яго в «Отелло», Клав­дий в «Гамлете», Иван Грозный в пьесе А. К. Толстого «Смерть Ивана Грозного». Кроме того, являлся авто­ром нескольких пьес — «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов».

Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.

Г. Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сце­ническом. Сохранилось письмо актера к Репину, где речь идет о картине «Запорожцы пишут письмо ту­рецкому султану».

В этом послании ярко проявилась многогранная одаренность натуры Ге.

Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Актер изображен на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточ­но яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. Актер непри­нужденно сидит в большом кресле.

В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зеленого, при­сутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пестрой темно-зеленой скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей.

Художник живо передал на полотне эффектную внешность актера. Добавляет выразительности и поза, в которой изображен Ге: правым локтем он опирает­ся на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно лежит на столике, фигура распо­ложена по диагонали картины. Пронзительный взгляд Ге устремлен снизу вверх. Аристократической внешно­сти — тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами — под стать и щегольской наряд, и модная прическа.

На Ге темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и бе­лый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблескивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки.

Однако отмечается и некоторая манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актера, а сценическое искусство — это игра, которая нередко отчасти просачивается и в по­вседневную жизнь артистов.

Портрет Г. Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно время примы­кал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете «Московские новости» высказывался следующий отзыв: «На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звезды первой величины портреты г. Репина.

Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещен­ный в каталоге, портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филип­пова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры».

Заметка в «Петербургской газете», напротив, со­держала критическую оценку: «Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализирован­ным».

Самому Репину эта работа, по-видимому, нрави­лась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет «показался наряд­ной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи».

Некоторое время картина оставалась у автора. За­тем хранилась в частной коллекции, возможно, в се­мье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В 1946 г. Комите­та по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художествен­ный музей изобразительных искусств.

Там картина находится и в настоящее время.




По портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина