По портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина
Илья Ефимович Репин происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы. Детство и юность он провел на Украине в городке Чугуеве. Там же приобрел первые серьезные навыки живописи, которые впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в Академии художеств.
Одной из самых знаменитых полотен Репина является картина «Бурлаки на Волге», ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной доли
Актер Григорий Григорьевич Ге, портрет которого был написал Репиным в 1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который приходился ему дядей. На момент создания портрета Г. Г. Ге играл на сцене Александринского театра
Впоследствии, после революции, Г. Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Г. Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сценическом. Сохранилось письмо актера к Репину, где речь идет о картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В этом послании ярко проявилась многогранная одаренность натуры Ге.
Портрет Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина. Актер изображен на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточно яркие краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета. Актер непринужденно сидит в большом кресле.
В обивке валиков и подушек варьируют разные оттенки зеленого, присутствует и персиковый цвет, но более яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый пестрой темно-зеленой скатертью. На столике виднеются книги или рукописи, возможно, это тексты ролей.
Художник живо передал на полотне эффектную внешность актера. Добавляет выразительности и поза, в которой изображен Ге: правым локтем он опирается на валик, подпирая ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно лежит на столике, фигура расположена по диагонали картины. Пронзительный взгляд Ге устремлен снизу вверх. Аристократической внешности — тонкие правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами — под стать и щегольской наряд, и модная прическа.
На Ге темно-синий сюртук, из-под которого видны белоснежная сорочка и белый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета, на сюртуке тускло поблескивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки.
Однако отмечается и некоторая манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актера, а сценическое искусство — это игра, которая нередко отчасти просачивается и в повседневную жизнь артистов.
Портрет Г. Г. Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке, организованной передвижниками, к числу которых одно время примыкал и Репин. Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете «Московские новости» высказывался следующий отзыв: «На выставке нынешнего года есть целый ряд портретов, между которыми выделяются как звезды первой величины портреты г. Репина.
Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещенный в каталоге, портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан углем… Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры».
Заметка в «Петербургской газете», напротив, содержала критическую оценку: «Артист кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным».
Самому Репину эта работа, по-видимому, нравилась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля 1906 г. он упомянул, что ему самому портрет «показался нарядной вещью; есть нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи».
Некоторое время картина оставалась у автора. Затем хранилась в частной коллекции, возможно, в семье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В 1946 г. Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.
Там картина находится и в настоящее время.
По портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина