По портрету пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина

Илья Ефимович Репин родился в се­мье отставного солдата в украинском городке Чугуеве близ Харькова. Рано обнаружил тягу к живописи, азы которой постигал под руководством чугуевских иконописцев. Уже имея за плечами не только базовую подготовку, но и опыт успешной работы в родном горо­де, молодой Репин приехал в Петербург, где получил образование в знаменитой Академии художеств.

Репин регулярно принимал участие в выставках, которые организовывались сообществом художников — передвижников. Творчество Ильи Ефимовича мно­гогранно, он

показывал на своих картинах Россию, такую разную и зачастую зловещую в той искренно­сти, которую вкладывал мастер в свои произведения. Одна из известнейших картин Репина, которая стала началом подлинной известности самого художника — это «Бурлаки на Волге».

Он создал запоминающи­еся, выразительные полотна, посвященные русской истории: «Иван Грозный убивает своего сына», «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Но многое в его творчестве отражало события современ­ности, например, цикл картин, на которых художник изобразил различные драматические эпизоды из жиз­ни революционеров.

Репин

стал и создателем целой галереи порт­ретов своих выдающихся современников: писателя Л. Н. Толстого, композитора М. П. Мусоргского, хими­ка Д. И. Менделеева, врача Н. И. Пирогова и многих других. В их числе и портреты музыкального деятеля, композитора, дирижера и пианиста Антона Григорье­вича Рубинштейна, друга Репина. Всего художник написал с него три портрета, но два других менее торжественные, на них Рубинштейн изображен по пояс.

На портрете, о котором пойдет речь, музыкант показан во весь рост.

Но прежде чем перейти непосредственно к рас­смотрению картины, стоит обратиться к личности самого А. Г. Рубинштейна.

Антон Григорьевич Рубинштейн ро­дился в селе Выхватинец Подольской губернии в семье еврейского купца. После принятия православия в 1831 г. семья пересе­лилась в Москву. Первые уроки музыки Антон, как и его младший брат Николай, впоследствии также знаменитый пианист, получил от матери, затем учился у французского пианиста А. И. Виллуана.

Яркое дарование Антона Григорьевича быстро рас­крылось, уже в юности он начал гастролировать с кон­цертами по Европе, где познакомился с выдающимися музыкантами своего времени — Фредериком Шопе­ном, Ференцем Листом и др. Его тепло принимали коронованные особы, члены императорского дома Рос­сии и сам император Николай I. Антон Рубинштейн является автором ряда музыкальных произведений, которые заняли достойное место в сокровищнице рус­ского искусства. Он признан одним из выдающихся пианистов всех времен. Кроме того, А. Г. Рубинштейн стоит у истоков профессионального музыкального образования в России — благодаря его стараниям в 1862 г. в Петербурге открылась первая русская консерватория.

Рубинштейн был наставником мно­гих даровитых учеников, среди которых особенно выделяется Петр Ильич Чайковский.

Это был человек неиссякаемой энергии, обладав­ший одновременно талантами музыканта, педагога и руководителя — Рубинштейн возглавлял основан­ную им консерваторию и одновременно преподавал в ней, при этом находил время для творчества. Кро­ме того, его отличала необычайная широта души, щедрость и готовность помочь тем, кто в этом нуж­дается. Его современник, критик А. В. Оссовский, отмечал: «…

Денежная щедрость Рубинштейна за­мечательна; по приблизительному расчету, им было пожертвовано около 300000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда по­кровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Репин запечатлел своего друга так, что даже не зная всего вышесказанного, лишь судя по изобра­жению, сразу чувствуется, что видишь перед собой портрет человека незаурядного.

Фигура Рубинштейна с дирижерской палочкой в руках возвышается в центре картины на фоне за­полненного зрителями парадного Петербургского кон­цертного зала. Художник использовал излюбленный в живописи прием контраста: фигура дирижера, обла­ченного в черный фрак, четко выделяется на светлом фоне. Золотой ореол — свет от люстр — подобно нимбу окружает голову музыканта.

Лицо с выразительными, вдохновенными чертами обрамлено волнистой гривой черных волос. Взгляд устремлен вперед — можно продумать, что на ноты, хотя, наверное, он знает их наизусть.

На заднем плане полукружием из белых колонн намечен интерьер помещения. Рубинштейн стоит на дирижерском возвышении, словно вознесенный над толпой зрителей гений музыки. От переполненного людьми зала его отделяет невысокое ограждение из нечастых тонких белых резных столбиков, по которым проложены красные перила — в тон пола на дирижерском возвышении.

Перед Рубинштейном высокая темная подставка для нот на резной ножке.

Поза дирижера торжественна и вдохновенна. Он стоит во весь рост, чуть склонив голову вперед, правая рука с дирижерской палочкой, взлетев ввысь, замерла на миг, навеки остановленный на картине художником. Чувствуется, что в эти мгновения Рубинштейн живет в ином измерении — в мире музыки.

Портрет Рубинштейна был приобретении семьей самарских купцов Шихобаловых и до революции 1917 г. находился в их личной коллекции. В апреле 1918 г. коллекция поступила в Самарский город­ской музей. Портрет Рубинштейна, о котором шла речь выше, находится там и в настоящее время.




По портрету пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина