По портрету пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина
Илья Ефимович Репин родился в семье отставного солдата в украинском городке Чугуеве близ Харькова. Рано обнаружил тягу к живописи, азы которой постигал под руководством чугуевских иконописцев. Уже имея за плечами не только базовую подготовку, но и опыт успешной работы в родном городе, молодой Репин приехал в Петербург, где получил образование в знаменитой Академии художеств.
Репин регулярно принимал участие в выставках, которые организовывались сообществом художников — передвижников. Творчество Ильи Ефимовича многогранно, он
Он создал запоминающиеся, выразительные полотна, посвященные русской истории: «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и др. Но многое в его творчестве отражало события современности, например, цикл картин, на которых художник изобразил различные драматические эпизоды из жизни революционеров.
Репин
На портрете, о котором пойдет речь, музыкант показан во весь рост.
Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению картины, стоит обратиться к личности самого А. Г. Рубинштейна.
Антон Григорьевич Рубинштейн родился в селе Выхватинец Подольской губернии в семье еврейского купца. После принятия православия в 1831 г. семья переселилась в Москву. Первые уроки музыки Антон, как и его младший брат Николай, впоследствии также знаменитый пианист, получил от матери, затем учился у французского пианиста А. И. Виллуана.
Яркое дарование Антона Григорьевича быстро раскрылось, уже в юности он начал гастролировать с концертами по Европе, где познакомился с выдающимися музыкантами своего времени — Фредериком Шопеном, Ференцем Листом и др. Его тепло принимали коронованные особы, члены императорского дома России и сам император Николай I. Антон Рубинштейн является автором ряда музыкальных произведений, которые заняли достойное место в сокровищнице русского искусства. Он признан одним из выдающихся пианистов всех времен. Кроме того, А. Г. Рубинштейн стоит у истоков профессионального музыкального образования в России — благодаря его стараниям в 1862 г. в Петербурге открылась первая русская консерватория.
Рубинштейн был наставником многих даровитых учеников, среди которых особенно выделяется Петр Ильич Чайковский.
Это был человек неиссякаемой энергии, обладавший одновременно талантами музыканта, педагога и руководителя — Рубинштейн возглавлял основанную им консерваторию и одновременно преподавал в ней, при этом находил время для творчества. Кроме того, его отличала необычайная широта души, щедрость и готовность помочь тем, кто в этом нуждается. Его современник, критик А. В. Оссовский, отмечал: «…
Денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчету, им было пожертвовано около 300000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».
Репин запечатлел своего друга так, что даже не зная всего вышесказанного, лишь судя по изображению, сразу чувствуется, что видишь перед собой портрет человека незаурядного.
Фигура Рубинштейна с дирижерской палочкой в руках возвышается в центре картины на фоне заполненного зрителями парадного Петербургского концертного зала. Художник использовал излюбленный в живописи прием контраста: фигура дирижера, облаченного в черный фрак, четко выделяется на светлом фоне. Золотой ореол — свет от люстр — подобно нимбу окружает голову музыканта.
Лицо с выразительными, вдохновенными чертами обрамлено волнистой гривой черных волос. Взгляд устремлен вперед — можно продумать, что на ноты, хотя, наверное, он знает их наизусть.
На заднем плане полукружием из белых колонн намечен интерьер помещения. Рубинштейн стоит на дирижерском возвышении, словно вознесенный над толпой зрителей гений музыки. От переполненного людьми зала его отделяет невысокое ограждение из нечастых тонких белых резных столбиков, по которым проложены красные перила — в тон пола на дирижерском возвышении.
Перед Рубинштейном высокая темная подставка для нот на резной ножке.
Поза дирижера торжественна и вдохновенна. Он стоит во весь рост, чуть склонив голову вперед, правая рука с дирижерской палочкой, взлетев ввысь, замерла на миг, навеки остановленный на картине художником. Чувствуется, что в эти мгновения Рубинштейн живет в ином измерении — в мире музыки.
Портрет Рубинштейна был приобретении семьей самарских купцов Шихобаловых и до революции 1917 г. находился в их личной коллекции. В апреле 1918 г. коллекция поступила в Самарский городской музей. Портрет Рубинштейна, о котором шла речь выше, находится там и в настоящее время.
По портрету пианиста, дирижера и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина