По повести Чехова «Невеста»
Мотив ухода явился центральным и для последнего прозаического произведения Чехова — «Невеста» . Жизнь героини повести, Нади, складывается вполне благополучно: она молода, красива, собирается выйти замуж. Но постепенно’ она начинает замечать в мелочах быта, в будничной повседневности пошлость, обман, ограниченность; в ней нарастает беспокойство, возникает твердое желание изменить свою жизнь. Под влиянием художника Саши Надя решается бросить дом, родных, жениха. То, о чем раньше только мечталось чеховским героям, получает в «Невесте»
Мотив прозрения и мотив ухода объединяются. Существенно, что Надя явно «перерастает» Сашу. Она начинает его воспринимать как нечто «отжившее, старомодное, давно спетое». Перед, ней раскрывается «жизнь новая, широкая, просторная», хотя и не вполне ясная.
Характерное для многих героев Чехова стремление вырваться на волю сравнивается в «Невесте» с уходом в «казачество». Сравнение это придает образу героини несомненную глубину, соотнося ее решение «с историческим и легендарным прошлым, с вечными устремлениями молодости». Но устремленность Нади к будущему
Писатель избегал четких и однозначных прогнозов, особенно там, где будущее представлялось смутным и неясным не только его героям, но и ему самому. Так, » Дама с собачкой » заканчивалась словами о том, что «самое сложное и трудное только еще начинается». И в «Невесте» романтические мечты Нади о жизни, полной тайн, сопровождаются более сдержанным комментарием автора, который сообщал, что его героиня, «живая, веселая, покинула город — как полагала, навсегда».
В этом «как полагала» выражена вся мера осторожности Чехова, всегда предупреждавшего читателей о той трудной и сложной борьбе, которую необходимо вести, чтобы жизнь в действительности стала широкой и просторной. Исследуя основные этапы эволюции Чехова, Г. А. Бялый писал:
«От веселого смеха над несообразностями жизни в ранний период деятельности, от горестного удивления перед вопиющими несообразностями и алогизмами яшзненного уклада — в средний период — к ощущению необходимости и возможности «перевернуть» жизнь в последние годы XIX в. и в первые годы XX столетия — такова последовательность и логика творческого развития Чехова, отразившая движение русской истории от периода реакции 80-х годов к эпохе первой русской революции».
По повести Чехова «Невеста»