По повести повестью Шолом-Алейхема «Песня над песнями»

В 1883 г. была опубликована первая повесть Шолом-Алейхема «Два камня» , написанная на идише и посвященная его «юношескому роману» с Ольгой. А уже следующее произведение писателя, новелла «Выборы», впервые была подписана псевдонимом » Шолом-Алейхем». В первые годы литературной деятельности писатель написал такие произведения, как «Детская игрушка», «Картины из бердичевской жизни», «Ножик», «Сендер Бланк». После смерти старика Лоева в 1885 г. его дочь получила огромное наследство.

В 1887 г. семья переехала в Киев,

где Шолом-Алейхем попробовал увеличить капиталы тестя, однако неумелый и наивный в биржевых делах писатель быстро разорился и вынужден был бежать, прячась от кредиторов, а возвратился лишь через три года, когда теща рассчиталась с долгами.

Во время вынужденных странствований Шолом-Алейхем посетил Париж, Вену, Черновцы, обогатился новым опытом. Это дало вдоволь материала для создания образов предпринимателей, спекулянтов, биржевиков, напыщенных богатеев и жалких «торгашей воздухом» подобно Менахем-Мендлу. Вместе с тем писатель изображает и человека совсем другого сорта — жизнерадостного, сильного,

в самом деле, народного трудолюбца — молочника Тевье.

Писатель недаром называл Тевье любимейшим из всех созданных им литературных образов. Роман » Тевье-Молочник», построен в форме монологов героя, обращенных к самому автору, является, бесспорно, известнейшим произведением Шолом-Алейхема.

Тевье — удивительно целостная личность. Он простоватый и благородный, понимает людей и тонко ощущает красоту природы, всегда держится достойно и никогда не грешит против совести. Тевье привык «в поте лба своего» добывать хлеб, и именно труд укрепил его дух, помог не склониться перед трудностями, несправедливостью, злоключениями.

Юмор Тевье — это выражение народного оптимизма, свидетельство жизнеспособности еврейского народа.

Тевье имеет семь красивых, трудолюбивых, умных дочерей. По-разному сложились их судьбы. Старшая Цейтл, не желая связать свою судьбу со старым зажиточным мясником Лейзером-Вольфом, вступает в брак с бедным портным Мотлом, который со временем умирает. Другая дочь Тевье — Годл влюбляется в революционера Перчика и отправляется вместе с ним в ссылку в Сибирь.

Хава, нарушив завещание родителей, выходит замуж за не еврея, писаря Федьку, и принимает христианство. По традиционным иудейским представлениям, такая дочь считалась умершей и за ней должны были держать траур. Но в одиночестве Тевье приходит мысль: «А что такое еврей и не еврей?

И зачем Бог создал евреев и не евреев? А если уже создал и тех, и других, то почему они должны быть такие разъединенные, почему должны ненавидеть друг друга?..» Дочь Шпринця, влюбившись в богатого, но никчемного и самовлюбленного Арончика, утопилась, пораженная его вероломством. Трагически складывается и судьба смирной Бейлки, которая выходит замуж за нелюбимого богатея, чтобы обеспечить отцу старость.

Итак, жизнь не щадит Тевье и его дочерей. Умирает жена Тевье Голда. А на довершение всех бед, евреев по царскому указу выселили из их родного села за «границу». Вместе с отцом и Цейтл в добровольное изгнание собирается Хава: «Где мы… там и она будет. Наше изгнание — ее изгнания…» Но даже изгнанный из своего дома, с торбой за плечами, Тевье все таки не сломлен.

Он гордо выкрикивает: «Дочери Тевье — … да, это сила!» Силен и сам Тевье.

В 1909-1911 гг. Шолом-Алейхем работал над повестью «Песня над песнями», публиковал ее по частям под отдельными названиями. Первые две части были опубликованы в варшавском журнале «Драл Фрайнд» в 1909 году — «Страница Песни песен» и «Еще одна страница Песни песен».

Третья и четвертая части — «Эта Пасхальная ночь» и «Суббота после Пятидесятницы» появились в 1911 г. вдвоем в разных нью-йоркских периодических изданиях.

«Не принуждайте меня рассказывать вам окончание моего романа, — обращается к читателям в конце произведения герой-рассказчик Шимек. — Конец, пусть даже самый лучший — это печальный аккорд.

Начало — самое плохое начало — лучше, чем самый лучший конец. Поэтому мне намного легче и намного приятнее рассказать все это еще раз с самого начала… Начало — самое плохое начало — лучше, чем самый лучший конец.

Начало — пусть будет концом, эпилогом моего невымышленного, а настоящего печального романа, который разрешил себе назвать «Песней над песнями».

Библейская «Песня песен» будто бы открыла глаза герою повести Шолом-Алейхема. Шимек смотрит на все сквозь призму ее вдохновенных строк. Эти поэтически завершенные, выкристаллизованные временами строки помогают ему понять себя, свои чувства, осознать собственные силы.

Шимек провозглашает, что любит Бузю «той святой, адской любовью, которая воспета в «Песне песен». «Любовь важнее всего!» — утверждает песня Соломона. «Любовь важнее всего!» — провозглашает и произведение еврейского писателя. «Юношеский роман» состоит из четырех частей. В первых двух рассказывается о детстве Буге и Шимека, которые жили как брат и сестра, о том, как пробуждается детское чувство любви, а в двух последних речь идет о встрече героев через много лет, о печальной судьбе их любви.




По повести повестью Шолом-Алейхема «Песня над песнями»