По произведению Гончарова «Обломов»;. Часть 3

После гиперболизированного описания инертности и бес­хозяйственности Ильи Ильича И. А. Гончаров переходит к изо­бражению его окружения.

Это блещущий здоровьем, аккуратный и подтянутый Вол­ков. Когда он приходит в дом Обломовых, то не знает, куда по­ложить шляпу, так как везде пыль, а он привык к ослепительной свежести. К одиннадцати часам он уже успел сходить к портно­му, забежать в гости к Илье Ильичу и запланировать еще поезд­ку в Екатерингоф.

Волков влюблен в Лидию и мечтает о счастье, бывает на званых обедах и танцевальных вечеринках.

У него широкий круг общения. Глядя на опустившееся положение Об­ломова, он по-дружески стремится расшевелить его, приглашая на различные светские мероприятия. «У меня все дни заняты»,- восклицает он при этом с сияющими глазами. Чтение, инте­ресные беседы об искусстве, театры, путешествия, охота и ро­мантика деревенской жизни — вот мир, которым живет Волков.

Он любит разнообразие, бывает и в Европе. Обломов же считает все эти светские развлечения пустыми.

Следующим гостем Ильи Ильича оказывается Судьбинский. «господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговица­ми, гладко выбритый, с темными, ровно

окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Он канцелярский чиновник, работает начальником отделения с двенадцати часов дня до пяти вечера. Должность у него ответственная, относится он к ней серьезно, поэтому счи­тается украшением министерства. Однако на обеды у нужных людей и поездку в Екатерингоф он время все-таки находит.

Судьбинский готовится к свадьбе. Перебирая в разговоре фа­милии общих знакомых, Илья Ильич узнает, что они тоже по­степенно обзаводятся семьями и делают неплохую карьеру. Однако и этот путь не устраивает Обломова.

Следующим гостем оказываются Пенкин, «худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и небрежностью». Он занимается литературным трудом, пишет на различные темы, при этом стремится поднять в своих рабо­тах социальные проблемы. Пенкин стремится уговорить Об­ломова почитать литературные новинки, например, поэму «Любовь взяточника к падшей женщине». Но Илья Ильич зна­ет цену произведениям такого рода. Никакого общественного резонанса, кроме пустой шумихи и разговоров, они не делают.

Да и, по сути, не блещут новизной. «Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, ес­ли он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем са­мого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову…» — говорит Обло­мов. Он призывает журналиста любить человека.

Сам Илья Ильич предпочитает читать о путешествиях. Пенкин, как и два предыдущих гостя, тоже собирается в Екатерингоф, так как ему надо написать потом об этом статью, и приглашает Обло­мова. Но тот ссылается на нездоровье.

После Пенкина к Обломову пришел человек неопределен­ных лет, с неопределенной физиономией: «Его многие называ­ли Иваном Иванычем. Другие — Иваном Михайловичем». Это своеобразный «незаметный» человек, он стремится любить всех, поэтому, в сущности, никого не любит. У него нет ни вра­гов, ни друзей. Но знакомых множество.

Однако именно он пы­тается поговорить с Обломовым не о себе, а о его проблемах, поддержать его с квартирной проблемой. Алексеев, так, в конце концов, называет И. А. Гончаров этого гостя, говорит: «Никогда не надо предаваться отчаянию: перемелется — мука будет». Однако никаких конкретных решений, кроме обыкновенного сочувствия.

Алексеев Обломову предложить не может.

Очередным визитером в доме Обломова становится его земляк Михей Андреевич Тарантьев, «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый».

Таким образом, писатель, как и Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души», хочет показать читателю целую галерею типических образов. Новый герой смотрит на все угрюмо. Он словно обижен жизнью.

Движения его смелы и размашисты. Он не стесняется ничьим присутствием и постоянно груб в обращении. Михей умен, знает латынь, однако не может при­менить свои знания на практике. Герой чувствует свой интел­лектуальный потенциал, но не имеет возможностей его реали­зовать, занимаясь переписыванием бумаг и подшиванием дел.

Михей, как отмечает автор, был очень придирчив и требовал к себе от всех незаслуженного уважения. И. А. Гончаров мета­форично сравнивает этого героя со сторожевой собакой, кото­рая на всех лает и непременно схватит на лету кусок мяса, ку­да бы он ни летел». К Обломову два последних посетителя ходили «пить, есть и курить хорошие сигары». Илья Ильич же любил их принимать по разным причинам: Алексеев не мешал ему, находясь в гостях, он вел себя так, как будто его тут не было. Тарантьев же, наоборот, вносил в размеренное сущест­вование Обломова струю живой жизненной энергии.

Однако лишь одного своего гостя Илья Ильич любил искренне. Это Андрей Иванович Штольц, которого И. А. Гончаров и проти­вопоставляет Обломову в образной структуре романа. Эту ан­титезу, которая в художественной структуре произведения но­сит конкретный биографический характер, следует понимать шире, учитывая ее символический аспект.

Штольц — обру­севший немец.




По произведению Гончарова «Обломов»;. Часть 3