По произведению Гончарова «Обломов». Часть 7

Штольц уезжает в Англию, взяв с Обломова обещание че­рез некоторое время приехать к нему в Париж.

Илья Ильич вроде бы искренне собирается в путь: заказы­вает дорожное пальто, фуражку, несессер, но в последний мо­мент его кусает муха. Этого оказывается достаточно, чтобы отложить поездку на неопределенное время. Ведь с распухшей губой не стоит ехать на пароходе. Столь сме­хотворный повод для отмены поездки мог прийти в голову только Илье Ильичу.

На память невольно приходит крылатая фраза: «Какая муха тебя укусила?» Однако Обломов

все-таки подтянулся. Сменил свой любимый халат на домашнее пальто, галстук и белоснежные воротнички. Все эти перемены в герое произошли благодаря внезапно нахлынувшему романтическому чувству к Ольге Ильинской. В ней не было столь характерного для девушек того времени жеманства и кокетства. Ее нельзя было назвать красавицей, но, как тонко характеризует ее И. А. Гончаров, «если б ее обратить в статую, она была бы ста­туя фации и гармонии».

Главной деталью ее подробно пропи­санного автором романа портрета является взгляд, не дававший Обломову покоя. В этом зорком и всегда бодром взгляде тем­ных, серо-голубых глаз

«светилось присутствие говорящей мысли». Гордая шея, благородная осанка — все в ней напоми­нало Илье Ильичу тот самый идеал нежной и интеллигентной супруги, который рисовался Обломову, когда он мечтал о сель­ской идиллии. Выясняется, что у героев много общих интере­сов: музыка, книги. Ольга поет арии и романсы, от которых на­чинает сильнее биться сердце, дрожат нервы, искрятся глаза и заплывают слезами глаза.

Стремясь точнее изобразить то тон­кое эмоциональное состояние, в которое привело Обломова знакомство с Ольгой, И. А. Гончаров пишет: «Обломов вспыхи­вал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Дав­но не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, каза­лось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг».

Глубокое чувство к Ольге заставляет Илью Ильича раз­мышлять о сущности любви. В этих мыслях Обломов прихо­дит к выводу о том, что хотел бы и через двадцать, и через тридцать лет встречать на себе этот «кроткий, тихо мерцаю­щий луч симпатии». Илья Ильич понимает, что норма любви состоит в том, чтобы давать страсти законный исход.

Это об­щечеловеческая задача, за решением которой «уже нет ни из­мен, ни охлаждений, а вечно ровное биение покойно счастливого сердца, следовательно, вечно наполненная жизнь, вечно сок жизни, вечное нравственное здоровье». Страсть же хороша лишь в стихах и на сцене.

Штольц попросил Ольгу приглядеть за Обломовым. И она с энтузиазмом взялась за это поручение. Ольга мысленно ви­дела его своим секретарем или библиотекарем. А Обломов вдруг неожиданно признался ей в любви.

Ольга Сергеевна долго думала, как повести себя с ним при следующей встрече. Однако Илья Ильич вскоре сам пришел ей на помощь, взяв на­зад неосторожное слово и попросив ее не сердиться. Однако чувство к Ильинской все-таки сумело его преобразить.

С по­мощью жены Анисьи Захару удалось кое-как улучшить быт Обломова. Ильи Ильич стал часто бывать у Ольги Сергеевны.

Каждый из центральных героев романа высказывает свое понимание цели жизни. Штольц видит ее в труде. Обломов — в самолюбии, в сохранении цельности своего внутреннего ми­ра, Ольга — в самой жизни.

Однако в реальной жизни важны все три позиции: и труд, без которого не будет самоуважения, и умение сохранить свою личную цельность, что практически невозможно сделать без труда, и любовь, без которой у чело­века, твердо стоящего на земле, все равно нет полного ощу­щения счастья.

Беседуя с Обломовым, Ольга срывает ветку сирени, гово­ря, что она символизирует для нее цвет жизни и досаду. Илья Ильич вспоминает о том, что Ильинская уже однажды отла­мывала и бросала ветку сирени. В душе его вновь оживает на­дежда на счастье в любви. Теперь он засыпал и просыпался с мыслью об Ольге. Обломов сменил старосту, прочитал не­сколько книг и перестал ложиться днем на диван.

В жизни Ильинской тоже появился теперь особенный смысл. Она езди­ла на спектакли, читала книги, по-прежнему гуляла в лесу. Но все это озарялось огнем ее чувств.

Особенные видения и образы являлись ей даже во снах. Ольга чувствовала, что только теперь начала жить. Она изме­нилась и внешне: «В глазах прибавилось света, в движениях грации; грудь ее так пышно развилась, так мерно волнова­лась». Постепенно любовь между героями становилась «стро­же, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязан­ность». Об этом однажды говорит Обломову Ольга.

Для нее любовь — это жизнь. «Жизнь — долг, обязанность, следова­тельно, любовь — тоже долг: мне как будто бог послал ее, — досказала она, подняв глаза к небу, — и велел любить».




По произведению Гончарова «Обломов». Часть 7