По произведению «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» — единственный исторический роман, написанный А. С. Пушкиным, — был задуман еще в 1833 году, был завершен и опубликован в 1836 году. События романа про­исходят в течение нескольких лет. Повествование ведется от имени дворянина Петра Гринева, преданного импе­ратрице, Отечеству и убежденного в целесообразности самодер­жавия.

Воспоминания Гринеиа посвящены грозным событиям, сви­детелем и участником которых он оказался. В центре повество­вания — сложная и противоречивая личность Пугачева, к нему стянуты все остальные

сюжетные линии романа.

Пугачев является в романе носителем народного самосозна­ния. Незаурядность его личности подчеркивается Пушкиным постоянно. Его душевная щедрость и благородство побуждают Гринева искать помощи именно у Пугачева, после того, как в ней было отказано екатерининским генералом, руководившим обороной Оренбурга.

Народная мудрость и проницательность позволяют Пугаче­ву весьма трезво оценивать и собственные силы, и народные возможности: «Улица моя тесна; воли мало. Ребята мои умни­чают. Они воры.

Мне должно держать ухо востро, при первой неудаче свою шею выкупят моею головою».

Реалист

Пушкин видит всю противоречивость этой личнос­ти, как, впрочем, и противоречивость крестьянского движения. Русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», увиденный воочию Гриневым, заставил его задуматься о судьбе дворянства в России. Гринев начинает понимать, что благополучие дворян­ства зависит, в первую очередь, от его отношения к «черному» люду. Только мирное и гуманное сосуществование дворянства и крестьянства способно, с точки зрения героя, предохранить Россию от возможных в будущем катаклизмов.

Глубоко симво — личен «пророческий сон» Гринева, в котором «страшный му­жик», «весело поглядывая», приглашает героя под свое благо­словение. Пушкинская мысль проста: власть имущим следует перестроить свои отношения с народом, удовлетворить его за­конные человеческие требования и тем самым заслужить его благословение.

В этом и заключается исторический аспект «Капитанской дочки». Но эта историческая проблема не была решена во вре­мена Пушкина, поэтому была современной и в XIX веке. Ро­ман обогащен и вечными проблемами: честь и бесчестие, вер­ность слову и предательство, воспитание человека и влияние на него окружающих.

Любовь, как вечная тема искусства, тоже очень интересует читателя. Вера и безверие — еще один интересный аспект ро­мана.

Все это делает роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» вневременным, интересным любому читателю.

Автор касается истории, отражает историческое время, характеры людей его эпохи, своеобразие их поступков, взаимо­отношений. Жанр произведения при этом не ограничивается. С этой точкой зрения молено согласиться. Обратимся к творчеству

А. С. Пушкина. Возьмем его стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это лирическое стихотворение о мес­те творчества и назначении поэзии в жизни человека.

Лиричес­кий герой утверждает и общечеловеческие аспекты этого вопро­са и исторические. Искусство, по мнению Пушкина, имеет вечные цен­ности, но и говорит о проблемах сегодняшнего времени.

Возьмем драматическое произведение — трагедию «Борис Годунов». Центральная тема — взаимоотношения народа и вла­сти. Идея — утверждение народа как определяющей силы рус­ской истории.

Даже рассматривая проблемы прошлого, Пуш­кин оценивает их с точки зрения жителя XIX века.

Можно взять любое произведение, в нем, скорее всего, бу­дут угаданы приметы времени, отразившиеся в языке, в идей­ных особенностях произведения, если оно прошло проверку временем.




По произведению «Капитанская дочка»