По рассказу А. Н. Толстого «День Петра»
Рассказ «День Петра» был написан в 1918 году. Это время глобальных общественных перемен, а в такие узловые моменты эпохи закономерен писательский интерес к истории, ее славным страницам. Образ Петра в начале рассказа дается в сниженных тонах: кажется, перед нами неотесанный мужик, а не царственная особа.
Петр груб, неопрятен, ступает косолапо и тяжело. Весь его образ напоминает медведя. Чулки его пахнут потом.
Это свидетельствует о том, что царь живет не стремлением к внешней привлекательности, как это делали многие русские монархи,
На первый взгляд в нем просто хаос и беспорядок. Но это не склад изделий роскоши, а всевозможные бумаги, карты, инструменты, даже образцы полезных ископаемых. Все это подчеркивает государственное мышление царя. В то же время А. Н. Толстой не скрывает, что петровские нововведения порой были явным перебором. Стремление насадить европейские традиции на русскую почву часто выглядели нелепыми.
Так,
Однако читатель тут же понимает причины подобного поведения Петра: он нетерпим ко всему, что мешает делу. Таким самым важным делом является для него строительство нового города на Неве. Ради Санкт-Петербурга Петр готов на любые жертвы. А. Н. Толстой подчеркивает, что строительство города шло нелегко, с многочисленными жертвами: «Наводнения смывали работу, опустошал ее пожар; голод и язва косили народ, и снова тянулись по топким дорогам, по лесным тропам партии каменщиков, дроворубов, бочкарей, кожемяк.
Иных ковали в железо, чтобы не разбежались, иных засекали насмерть у верстовых столбов, у тиунской избы, пощады не знали конвоиры-драгуны, бритые, как коты, в заморских зеленых кафтанах». Описание города в клубах черно-красного тумана и багровой Невы довершает устрашающую картину. Анализируя политику Петра, автор с болью пишет о том, что, несмотря на все усилия русского царя, Россия не смогла войти в европейскую семью как равная держава. Она все равно выглядела рабской и униженной. Отношение русского народа к своему царю красноречиво передает сцена, в которой все падают перед Петром на колени, и лишь немец герр Мюллер весело здоровается с ним как с равным.
А. Н. Толстой, стремясь отразить подлинную картину событий, не скрывает силы народного сопротивления петровским реформам. Ходят слухи, что царя немцы подменили. Петр жестоко, по-русски расправляется с зачинщиками бунта и смуты. Только за то, что пономарь Гультяев говорил: «Питербурху быть пусту», его ссылают на каторгу и приговаривают к наказанию кнутом.
Стойкого к мучениям Варлаама Петр велит пытать с помощью самых изощренных орудий. Понимая, что гнев народный — сильное оружие, Петр в то же время не хочет войти в историю царем-антихристом. Смягчившись, он пытается поговорить с Варлаамом по душам.
Но разговор не клеится, и Петр обещает староверу новые пытки. В финале рассказа Петр думает о том, что закончен еще один трудовой день, и бремя этого дня тяжестью ложится на его плечи. При всем стремлении к натурализму в рассказе А. Н. Толстой все-таки сумел отразить характерные черты личности русского царя: властный нрав, пытливый ум, государственное мышление, умение брать ответственность на себя, а главное — желание как можно больше успеть сделать в этой жизни для любимой им родины. Можно проводить целые научные дискуссии о том, прорубил ли Петр строительством Санкт-Петербурга окно в Европу или наоборот, на долгие годы нарушил привычные торговые связи, сложившиеся к этому времени с Европой.
Однако Санкт-Петербург до сих пор является одним из красивейших городов мира. И в этом, несомненно, есть историческая заслуга Петра. А о том, в каких муках рождалась северная столица красноречиво повествует нам рассказ А. Н. Толстого «День Петра».
По рассказу А. Н. Толстого «День Петра»