По рассказу М. А. Шололхова «Чужая кровь»

Рассказ М. А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобраз­ный оберег. Да еще взял

с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по — своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М. А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно и достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости, оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом

горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше.

Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М. А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы.

Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра.

Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше.

Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье.

Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М. А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально­исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М. А. Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками. Потребность в продолжение рода — одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни.

И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.




По рассказу М. А. Шололхова «Чужая кровь»