По роману «Бурьян»
После гражданской войны в стране шла — уже в мирных условиях — острая классовая борьба. Кулачество в деревне пыталось всячески противодействовать всем мероприятиям новой власти. В своей лютой, но бессильной злобе, они прибегали к различным средствам борьбы, вплоть до террористических актов (убийство партийных и советских активистов. Бешеную ярость вызывали селькор своими острыми выступлениями в прессе против их преступных действий.
Не один селькор тогда погиб на своем боевом посту от руки подлого убийцы. Пример тому — «Дымовским
Потому что, например, вопрос землеустройства волнует людей и в наше время: волнует нас и то, что среди аппарата власти много бюрократов: таких, как Миронов; что есть среди представителей власти такие люди, как Матюха или как Сахновский. Поэтому и сейчас роман «Бурьян» актуален.
Посмотрим, как изображает автор Матюшин
Забруднившись преступлениями, Матюха становится послушным орудием кулаков. Поэтому и говорит кузнец: «… у власти — сукины сыны и пьяницы». А это страшное «удастся» составляют убийцы и воры; делают они свои преступления, да еще и прикрываются именем власти. Вспомним слова Сахновского, начмилиции:
«Да в чем дело? Что это за анархия? Власти не признают? «
Власти с помощью нагана, драки, грубости и угроз. Не о такую власть мечтали люди, когда «делали» революцию. Да еще и слова правды сказать нельзя, ибо «вцидять по зубам» или Матюха, или Сахновский.
И хорошо, если по зубам, потому Тихона Кожушного вообще сделали калекой.
Хорошо жила веселая «компанию» — каждую ночь собиралась, пьянствовала, задумывала новые преступления: то лошадей заберут, то письма Давида перехватят, то задумают убийство. Как они сожалеют, что нет Куш-ниренка, чтобы быстро сделал дело — убил Давида Веревку, первым выступил против их стаи. О Матюху, являющийся председателем не только сельсовета, но и головой кулаков, автор пишет: «Живое — пожалуй, помещик так не жил: каждый день гуляет, пьянствует, а встретишь пьяного — избегай третьей улице, потому что так наганом и размахивает «. Хорошая власть!
Но все это идет не от силы и правды, а от страха за собственную ничтожную жизнь. Они обокрали кооператив, а вещи подбросили всем активистам, а сОдом всех их арестовали. Страшными были допросы Давида Веревки, потому взялись за дело мастера, которым не раз приходилось это делать. Говорит Сахновский Давиду: «… ты сам знаешь, что тебя мы хоть так, хоть так, а убьем.
Ибо вопрос стоит: или ты, или я «. Исторической правде соответствовало то, что врагов новой власти Андрей Головко показал не слабыми, а сильными, ловкими и очень опасными. С такими врагами бороться нелегко.
Тем больше заслуга Давида, он не побоялся их, решительно вступил с ними в борьбу и победил.
До появления в селе Давида обуховские бедняки терпеливо сносили поношение, издевательства Матюхи и его банды, не смели и голоса подать. И смелость и решительность Веревки наполняет надеждой сердца бедняков: они поддерживают Давида. Крестьяне прислушиваются к каждому его слову. Расспрашивают о политике тогдашней власти, о будущей жизни, стремятся все узнать.
Давид сплотил крестьян, всегда выступал в их защиту. Открывает хату-читальню, где читает не только те газеты, которые поступают из города, но и свою стенную газету, где отображаются события, происходящие в Обуховке. С письмом, в котором изложены все бесчинства и беспутства обуховского председателя сельсовета с помощниками, идет к секретарю парткома (хотя ничего этим и не добился.
Давид — принципиальный человек, самоотверженно служит Советской власти, трудовому человеку, имеет непоколебимую веру в силу общества, в новый строй, моральную чистоту. Именно это и определяет суть его необычного характера, его гуманизма, делает его жестким, как сталь, бесшабашным, всегда, в любых обстоятельствах, по-настоящему благородным.
Когда в осеннюю утреннюю мглу Давид направлялся в район с намерением найти там поддержку, невеселые мысли обложили его:
«Думал Давид о широкие неоглядни просторы степи, о тысячах обухивок… пронеслась над ними революция, как вихрь… И вот: из черной плодородной земли густо и зелено — лестница. А в глуши где-где, потом, как полоснули сорняки… «
Образ сорняка Давида — это образ кулаков и всей Матюшин стаи, которая с помощью лжи, лицемерия, угроз и драк стала во главе обуховской общины. И считает он так: «Когда хозяин приходит на ниву и видит, что глушат сорняки, он убродить в хлеб тогда и вырывает их с корнем. А потом охапками выносит на границу «.
Так и произошло с «сорняком», обильно расплодился в Обуховке: вырвали крестьяне его «с корнем» для того, чтобы ждать лучшего будущего свободными от засилья «сорняка».
По роману «Бурьян»