По роману Чернышевского Н. Г. «Что делать?»;. Часть 4
Примечательна в романе сцена, в которой Лопухов напрашивается на обед в доме Розальских. Тонкая ирония, перерастающая в гневную критику мещанства, сквозит в описании состояния Марьи Алексеевны: «Лицо Марьи Алексеевны, сильно разъярившееся при первом слове про обед, сложило с себя решительный гнев при упоминании о Матрене и приняло выжидающий вид: — «посмотрим. Голубчик, что-то приложишь от себя к обеду? — у Денкера, — видно, что-нибудь хорошее!» Чтобы не выглядеть нахлебником, Дмитрий Сергеевич тратит на вино и пирог свой
Не имея иной возможности помочь Верочке, Дмитрий Сергеевич предлагает ей фиктивный брак. Верочка соглашается, подчеркивая, однако, что не собирается жить на деньги мужа, а тоже будет работать: давать уроки на фортепьяно. Жить же они будут в разных комнатах и в дела друг друга не вмешиваться. Лопухов соглашается с этим, но все равно понимает, что. предложив брак, берет на себя ответственность
А это у меня будет. Стало быть, какой же мне убыток? Но женщине, молоденькой, хорошенькой, этого мало.
Ей нужны удовольствия, нужен успех в обществе. А на это у ней не будет денег». Скромная свадьба, которую с помощью супругов Мерцаловых и Александра Матвеича Кирсанова организует Лопухов, проходит, несмотря на особые обстоятельства венчания, весьма весело, по-молодежному: маленький завтрак и танцы.
Узнав о нежелательной свадьбе, разгневанная Марья Алексеевна и из этой ситуации решает извлечь пользу, посылая Павла Константиныча к хозяйке, чтобы тот убедил ее в том, что специально свел дочку с учителем, дабы отвадить от хозяйского сына, о чем та и мечтала. Ожидая визита новоиспеченного зятя, Марья Алексеевна решает, что из белья и платья дочери дать Верочке. Она мысленно выбирает платья попроще, а белье побольше изношенное. Н. Г. Чернышевский тонко комментирует решение героини: » ничего не дать нельзя, благородное приличие не дозволяет, а Марья Алексевна всегда строго соблюдала благородное приличие». После разговора с Лопуховым Марья Алексеевна видит ночью сон, в котором ее дочь предстает в ореоле того мещанского счастья, основанного на материальном достатке.
В этом сне у ее Верочки платье из самой дорогой материи, а на пальцах перстни. В этом сне Дмитрий Сергеич, которого Марья Алексеевна называет теперь «милым сыном», дарит ей толстый бумажник, набитый 100-рублевками. В главе «Похвальное слово Марье Алексеевне» Н. Г. Чернышевский подводит итог размышлениям над типом характера героини, анализу мещанской философии. Согласно ее жизненной теории люди делятся на дураков и плутов. Однако Н. Г. Чернышевский, показывая приземлен — ность и мещанскую узость мышления героини, подчеркивает ее природный ум и силу характера.
Ее предприимчивость помогла обеспечить семью в самый тяжелый период. Писатель показывает, что грубость и меркантильность Марьи Алексеевны во многом объясняются влиянием сложившихся жизненных обстоятельств.
Получив личную свободу, Вера Павловна решает завести швейную мастерскую. За помощью в поиске заказов она обращается к Жюли.
Перед открытием собственного дела Вера Павловна видит второй сон, символическое значение которого несколько глубже, чем у первого. Вера Павловна видит во сне, как ее муж ходит по полю со своим приятелем, наблюдая, как растет пшеница. В философской беседе мужчины обсуждают такие категории, как «движение», «труд», «реальность», «жизнь», и их соотношение.
В этом же сне возникает образ матери, которая, моделируя иной ход развития событий, показывает, что было бы, если бы она была добрая. К 45 годам она превратилась бы в измученную. изнуренную старуху. При этом семья все равно жила бы в нищете.
В этом сне мать просит у дочери не любви и даже не уважения, а признательности и благодарности, напоминая, что Вера на воровские деньги выучена.
Прибыль от организованной швейной мастерской Вера Павловна не забирает себе, как это делает хозяин производства в капиталистическом мире, а по-социалистически распределяет между швеями сперва поровну, а потом по принципу: «От каждого — по возможностям, каждому — по труду». В утопическом проекте, описанном в романе Н. Г. Чернышевско — го, швеи так деликатны по отношению друг к другу, что сами хотят получать одинаковую плату, понимая, что те, кто работает лучше, уже достаточно вознаграждаются за успешность своей работы, то есть уже морально готовы к коммунистическому принципу разделения материальных благ: «От каждого
— по возможностям, каждому — по потребностям». Тихая и деятельная жизнь, которой живет Вера Павловна, полна спо койствия, радости и доброты. В семье у нее тоже царят лад и уважение. Символично, что теперь Верочка может позволить себе тот самый вкусный чай со сливками, о котором так мечтала в родительском доме. У героини хватает времени и на уход за собой, и на хлопоты по хозяйству, и на частные уроки, и на мастерскую, и на послеобеденный сон, и на чтение.
В доме есть и небольшой рояль, на котором героиня иногда играет. Однако спокойное счастье в дружеском браке дало трещину, когда Вера Павловна познала настоящую любовь. Объектом ее стал лучший друг ее мужа Кирсанов.
Как и Лопухов, он с детства сам пробивал себе дорогу в жизни и нередко страдал от прихотей сильных мира. Так, например, одна дама пригласила его составлять каталог для библиотеки за 80 рублей. Кирсанов взялся за эту работу. А через полтора месяца дама вдруг решила, что каталог ей не нужен.
Она заплатила Кирсанову 10 рублей, хотя к тому моменту он выполнил уже больше половины работы. Этот эпизод показывает, как произвол богатых попирает время и человеческое достоинство подлинных интеллигентов, людей совестливых, доверчивых и порядочных. Н. Г. Чернышевский так характеризует Лопухова и Кирсанова: «Каждый из них — человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело — и если возьмется, то уже крепко, так что оно не выскользнет из рук, — это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: «Можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?»
Рассуждая о данном типе людей, Н. Г. Чернышевский подчеркивает, что прежде таких людей были единицы, а сейчас их уже становится больше. При этом сам тип претерпевает изменения: люди становятся более деятельными.
Неожиданно поздно, словно показывая, что это важно ему лишь для развития любовной линии романа, Н. Г. Чернышевский дает портреты героев: «У Лопухова, более смуглого, были темно-каштановые волосы, сверкающие карие глаза, казавшиеся почти черными, орлиный нос, толстые губы, лицо несколько овальное. У Кирсанова были русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос. маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны. Оба они были люди довольно высокого роста, стройные.
Лопухов несколько шире костью, Кирсанов несколько выше».
По роману Чернышевского Н. Г. «Что делать?»;. Часть 4