По роману Чернышевского Н. Г. «Что делать?»;. Часть 5
В романе есть эпизодические персонажи, судьба которых привносит важный в проблемно-тематическом аспекте контекст в повествование. Такой линией является, например, рассказ о жизни Насти Крюковой, которая поступила на работу в мастерскую к Вере Павловне будучи больной чахоткой. При посещении Лопуховым и Кирсановым мастерской неожиданно выясняется, что Александр Матвеич знаком с Настей. После этой встречи Крюкова приходит к Вере Павловне и рассказывает ей свою историю.
В молодости женщина пила и вела распутный образ жизни. Однажды
Поработав горничной еще в двух-трех домах, Настя поступила в мастерскую Веры Павловны. История Настеньки — типичный пример судьбы женщины в капиталистическом обществе, для женщины, превращенной в товар. Ока сильно напоминает жизнь Сонечки Мармеладовой из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», размышление о будущем ее сводной сестры Полечки, которой тоже уготовлен
Ф. М. Достоевским в целях усиления и обобщение проблемы. У Н. Г. Чернышевского Настеньке встречается добрый Кирсанов, но читателю совершенно понятно, что подобным женщинам могут помочь не одинокие благородные рыцари, а те самые швейные мастерские, которые организует Вера Павловна. Только имея легальную и добропорядочную работу, женщина может занять достойное место в обществе. Розальская сама была в трудной жизненной ситуации.
Не случайно, когда Настенька начинает рассказывать ей о себе, та подбадривает ее, упоминая, что сама когда-то сильно нуждалась в защите и поддержке. После встречи с Кирсановым Крюкова вновь переехала к нему. Александр Матвеич стал трогательно заботиться о ней: нанял коляску, вывозил Настю на прогулку, они читали, играли в лото, шахматы.
Однако любовь Кирсанова к Вере Павловне не угасала. К Настеньке он чувствовал лишь дружеское участие. В это время Вера Павловна видит свой третий символический сон, в котором читает свой же дневник, пытаясь разобраться в своих чувствах.
В конце концов она понимает, что ей нужно большего, чем дружеская любовь.
Рассказывая о семейной жизни «новых людей», Н. Г. Чернышевский не забывает сделать акцент и на обстановке квартиры. Семья довольствуется только самым необходимым: в комнатах нет ничего лишнего. У Дмитрия Сергеевича, например, из прихотей только ящик сигар, который подарила ему жена, портрет супруги и фотография известного английского социалиста-утописта Овэна ), которую он долго искал.
Этот факт является своеобразным намеком на то, что убеждения Лопухова прочны и последовательны.
Находясь в комнате мужа, Вера понимает, насколько аскетичен его быт. Она замечает, что здесь нет цветов и гравюр, которые находятся у нее в комнате. А потом вспоминает, что у Кирсанова тоже много цветов и гравюр.
Постепенно Вера понимает, что Лопухов готовит себя для особой общественной миссии. Не случайно он часто беседует с профессиональным революционером Рахметовым. Постепенно и Лопухов начинает понимать, что Верочке нужны другие отношения.
Он уезжает в Рязань, где получает выгодное и ответственное место помощника управляющего, кроме того, в Рязани живут его родители, а потом неожиданно совсем исчезает из жизни Верочки, поручая Рахметову объяснить ей его стремление «сойти со сцены».
Не менее интересным в романе является образ Рахметова, судьба которого показывает типичную судьбу профессионального революционера в России. Н. Г. Чернышевский называет его «особенным человеком». Рахметов занимается тем, что изучает нравы, образ жизни и степень благосостояния различных народов.
Вот как описан в романе маршрут путешествий Рахметова по Европе: «объехал и обошел северную Германию, оттуда пробрался опять к югу, в немецкие провинции Австрии, теперь едет в Баварию, оттуда в Швейцарию, через Вюртемберг и Баден во Францию, которую объедет и обойдет точно так же, оттуда же поедет в Англию и на это употребит еще год…». Затем Н. Г. Чернышевский упоминает, что «через год… ему «нужно» быть уже в Северо-Американских штатах.. «.
Примечательно, что описывая Рахметова, Н. Г. Чернышевский одновременно ведет диалог с так называемым проницательным читателем. Этот прием призван усилить важность главы о Рахметове в композиционной структуре романа, подчеркнуть значимость его образа. Скованный цензурными запретами и ограничениями писатель призывает читателя читать между строк.
В композиционном плане рассказ об особенном человеке представляет собой в романе вставную новеллу. Скупая фраза «Да и видел он, что в деревне», сказанная о Рахметове, подчеркивает, что герой знает о бесчеловечности режима крепостничества. Рахметова можно с полной уверенностью назвать человеком идеи.
Писатель подчеркивает, что Рахметов принадлежит к одному из древнейших дворянских родов. Но. получив наследство, этот необыкновенный человек распорядился им по — новому, глубоко поразив своим поступком родственников. Пять тысяч десятин земли Рахметов оставил крестьянам, а остальную часть сдал в аренду. Сам он приехал в Петербург учиться.
Здесь же и сформировалось его революционное мировоззрение. Рахметов понимал, на какое важное и нужное дело он идет. Впереди был долгий, тяжелый путь. И этот человек с удивительно серьезным характером стал готовить себя к революционной борьбе.
Он узнал, что в России есть люди, которые думают не так, как все. Посоветовавшись с Кирсановым, Рахметов составил список книг, купил их и начал основательно изучать теорию. Он познакомился с многими величайшими философскими трудами. Они сильно повлияли на формирование мировоззрения героя, научили его революционной борьбе. В образ Рахметова Н. Г. Чернышевский вкладывает свои собственные идеи и убеждения.
Автор романа считал, что революция в России должна быть крестьянской. Поэтому его герой ищет сближения с народом. Для этого Рахметов отправляется в путешествие по стране. Во время странствий он не ведет праздный образ жизни, а работает вместе с простыми людьми.
Герой пытается понять простого русского мужика, его беды и невзгоды, мечты и чаяния. Рахметов понимает, что впереди будут допросы, ссылки и каторга. Он знает, что революционеру нужно обладать необыкновенной силой воли и мужеством, чтобы выдержать все испытания и не выдать своих товарищей под пытками. Наш герой готовит себя к борьбе и физически.
Он усердно занимается гимнастикой, выполняет тяжелую физическую работу и вскоре из обыкновенного молодого человека превращается в богатыря, получившего прозвище легендарного Никитушки Ломова. В этом прозвище видны и любовь, и уважение народа. Так герой становится «особенным человеком». Он превосходит других по уму, энергии, мужеству, настойчивости в стремлении к достижению поставленной цели.
Многие их этих качеств не только приобретены им от природы, но и самостоятельно воспитаны путем длительных тренировок. Кульминационным моментом в описании подготовки Рахметова к революционной деятельности становится рассказ о том, как герой спит на гвоздях. А вот как сам герой объясняет испытание, которому подвергает себя добровольно: «Проба. Нужно.
Неправдоподобно, конечно: однако на всякий случай нужно. Вижу, могу». Рахметова отличает редкая трудоспособность. Он умеет правильно работать, рационально использовать свое время. Наш герой, например, читает лишь капитальные сочинения, в разговорах беседует только на нужные темы.
Твердость характера, точность, пунктуальность сочетаются в этом удивительном человеке с добротой и нежностью. Он способен горячо и преданно любить, но ради дела он отказывается от личного счастья. В романе нет конкретного описания деятельности молодого революционера, но по многочисленным намекам мы можем догадываться о том. что этот человек развернул большую пропагандистскую работу.
Он готовит кадры для борьбы, отдает свои деньги на издание философских трудов, сам пишет много работ. Это сильный, деятельный, благородный человек. Не случайно образ Рахметова в течение долгих лет являлся примером борца за светлое будущее.
По роману Чернышевского Н. Г. «Что делать?»;. Часть 5