По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»; Часть 1
Роман Л. H. Толстого «Война и мир» — вершинное произведение русской классической литературы. Интересно, что до реформы русской орфографии слово «мир» в названии романа писалось так, что обозначало «общество», а не «перемирие» как альтернативу войне.
В произведении изображены масштабные исторические события: целых две войны. Военные сцены романа перемежаются с описанием жизни светского общества того времени.
Важную роль в произведении играют массовые сцены. Они помогают автору развернуть широкую панораму исторических
Роман открывается описанием вечера в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Примечательно, что переводы с французского перемежаются в романс с основным повествованием, которое ведется на русском языке. Парадоксально, но русское дворянство не только говорило, но и думало на французском языке.
Основной принцип поведения в этом светском обществе — манерность. Князь Василий говорит «по привычке, как заведенные часы, говоря вещи, которым он и не хотел, чтобы верили». На лице Анны Павловны постоянно держится сдержанная улыбка. Она берется
С милыми улыбками легко красивыми жестами отправлять людей на смерть. Главное — подчеркнуть самоотверженность и высоту души императора Александра. Светская беседа становится для дворян самоцельной, ее содержание должно быть интеллектуально наполненным, сопровождаться грациозными жестами и принятыми в обществе манерами.
О том, как трагично гибнут и жестоко страдают на полях сражений русские солдаты, речь просто не ведется.
Описание вечеринки в салоне Анны Павловны Шерер не только рисует панорамную картину русского дворянства общества, но и знакомит читателя с двумя центральными персонажами произведения — Пьером Безуховым и Андреем Болконским. Акцентируя внимание читателей на этих героях, Л. Н. Толстой дает нам их развернутые портреты. Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой. В очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».
Л. Н. Толстой — признанный мастер психологического портрета. Неловкость, неуклюжесть Пьера подчеркивает неординарность его натуры. Но не только эта деталь отличает его от светского общества. Главное — это «робкий, наблюдательный и естественный взгляд», с которым он смотрит на все окружающее.
Л. Н. Толстой с тонкой иронией подчеркивает отношение светского общества к появлению Пьера как к чему-то чуждому, непривычному и опасному: «Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тетушки о здоровье ее величества, отошел от нее».
Натянутым светским улыбкам Л. Н. Толстой противопоставляет открытую, доверчивую улыбку Пьера: «Улыбка у него была не такая, как у других людей, сливающаяся с неулыбкой.
У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое — детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения».
Неуклюжесть Пьера — повторяющаяся деталь, сопровождающая появление этого образа в романе. В этой особенности Л. H. Толстой выражает стремление героя идти своим путем. Рассеянность же Пьера свидетельствует о том, что он еще не нашел этого пути, о том, что ему предстоит долгий путь нравственных исканий.
Второй герой, о котором подробно рассказывает нам Л. H. Толстой, — это Андрей Болконский, небольшого роста, весьма красивый «молодой человек с определенными и сухими чертами». Как и Пьер, Андрей кажется чужим в этой гостиной. Его красивое лицо портит гримаса. Л. Н. Толстой широко использует портретную характеристику для раскрытия внутреннего мира героя. При этом ему свойственны так называемые развернутые портреты.
Когда князь Андрей рассказывает о том, что несчастлив в браке, его лицо дрожит «нервическим оживлением каждого мускула», глаза блестят.
Таким образом, как бы противопоставив Пьера и Андрея остальному обществу, Л. Н. Толстой подчеркивает, как чужды этим двум благородным, деятельным и по-настоящему интеллектуальным натурам все эти пустые светские разговоры, притворные любезности и дежурные фразы. Этот контраст максимально ярко раскрывает сцена встречи Андрея и Пьера в гостиной: «Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой».
Андрей и Пьер встречаются как друзья, и на страницах романа их пути будут не раз пересекаться. Им суждено пройти этапы жизненных исканий, мучиться, сомневаться, работать над собой, но, в конце концов, обрести личностную цельность и значительность.
Наряду с вымышленными героями на страницах романа «Война и мир» описываются реальные исторические лица. Наибольшее внимание из них уделено Наполеону, спор о котором ведется уже в салоне Анны Павловны. Со свойственной юности горячностью Пьер Безухов называет Наполеона великим человеком, отстаивает идеалы революции.
Князь Андрей тоже часто думает о Наполеоне. Болконский отправляется на войну, чтобы совершить какое-нибудь значительное событие. Он жаждет подвига, мечтает участвовать в величайших исторических событиях.
Перед одним из сражений князь Андрей думает о смерти и чувствует, что вскоре та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, предоставляется ему.
По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»; Часть 1