По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»;. Часть 3

Отечественная война 1812 года явилась тяжким испытанием для всего русского народа. Любимые герои Л. Н. Толстого также переосмысливают свои жизненные позиции и идеалы перед лицом наполеоновского нашествия.

Участие Болконского в войне 1812 года формирует иное отношение князя Андрея к воинской славе. Если на поле Ау­стерлица он мечтал о ратных подвигах, о славе, то теперь эти понятия отошли для него на второй план. Он так же, как и семь лет назад, чувствует себя взволнованным, но теперь его мысли становятся более серьезными и тяжелыми: он понимает,

что на­ходится на пороге жизни и смерти: «Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тех, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его

Жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, и его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему».

Перед лицом смерти князь Андрей переосмысливает всю свою жизнь. Чтобы более выразительно показать этот процесс, Л. Н. Толстой прибегает к образу волшебного фонаря: «Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем,

в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидел вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины». Перед лицом смерти все те ложные идеалы сбрасывают с себя ореол значимости.

Л. Н. Толстой пытается реалистично отобразить то, что тво­рится в голове человека перед кровавым сражением. Болкон­ский, будучи еще живым и невредимым, чувствует уже себя в ином мире: все вокруг кажется ему враждебным. Между Андреем и всем живым миром пролегла какая-то граница. Эта художественная деталь также подчерки­вает толстовский фатализм: все уже предопределено.

Князь Болконский готовится к смерти еще до ранения, ощущая ее леденящее душу дыхание. Даже такой храбрый человек перед лицом прощания с миром холодеет душой. Однако одновре­менно с этим у Болконского обостряется холодность ума.

Он становится мудрее, рассудительнее. Его лаконичные, но емкие фразы стремятся к афоризмам: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в вой­ну». Болконский гневно клеймит прежнюю военную кампа­нию.

Уже после ранения князь Андрей понимает суть всего бы­тия: «Любя человеческою любовью, можно от любви прейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души» и начинает любить божеской любовью. Он понимает, что, чтобы познать, надо полюбить. Сам процесс смерти он воспринимает как просветление и странную легкость.

Л. Н. Толстой определяет уход человека в мир иной как простое и торжественное таинство. Суть этого явления глубже всего постигают княжна Марья и Наташа, две самые тонкие героини в романе. Не случайно, что они плачут не от горя и от­чаяния, а от благоговейного умиления.

Пьер Безухов с началом Отечественной войны 1812 года в противовес восторгам и сочувствию предлагает во время дво­рянского собрания предпринять действенные меры. Пьер ос­тается в осажденной Москве с намерением убить Наполеона. Он попадает в плен, где происходит важная для становления его мировоззрения встреча с Платоном Каратаевым.

На при­мере этого образа Л. Н. Толстой показывает силу характера русского народа. Платон угощает Пьера картошкой. Речь ге­роя насыщена пословицами и поговорками. Этот обыкновенный русский солдат стал для Пьера непости­жимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда».

Пройдя через тяготы войны, Пьер изменился. Он обрел радость жизни и нашел себя в любви к людям. Теперь он по­могал им осмысленно, решая, кому надо дать денег, а кому можно и отказать: «Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того, чтобы любить их.

А любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, нахо­дил несомненные причины, за которые стоило любить их».

Еще одним важным персонажем романа является Николай Ростов. Л. Н. Толстой не раз отмечает его горячность. Особен­но ярким эпизодом в этой связи является сцена, в которой Ни­колай проигрывает Долохову 43 тысячи в карты, хотя накану­не отец, давший ему 2 тысячи, сообщил о материальных затруднениях. Л. Н. Толстой подчеркивает, что в душе Нико­лай был гораздо лучше, чем казалось.

Когда герой просит у отца деньги, чтобы оплатить долг, он держится несколько раз­вязно, хотя в душе считает себя подлецом.

После того, как граф Ростов оплачивает карточный долг сына и выделяет приданое Вере, финансовые дела семьи нуж­даются в поправке. Николай хочет жениться на кузине Соне, которая любит его с детства. Но мать настоятельно советует ему выбрать невесту с приданым.

В результате Николай все — таки находит личное счастье с Марьей Болконской, но Соня навсегда остается ему лишь родственницей и другом.

В боях и военных походах меняется характер Николая: «…Он выучился управлять своею душою перед опасностью».

Николай Ростов на страницах романа проходит долгий путь нравственных исканий и в конце концов обретает счастье с Марьей Болконской.

Младший сын графа Ростова Петя — тоже интересный персонаж романа. Пятнадцатилетним юношей он вступает в полк. Его по-детски фанатичная любовь к государю подкреп­лена глубоким патриотическим чувством, желанием в тяже­лые для родины дни быть полезным своему отечеству.

Мальчишеская беспечность приводит его к гибели, но страстный порыв души, с которым Петя Ростов отправился защищать родину, свидетельствует о том, что Л. Н. Толстой всем его неоднозначном отношении к дворянству глубоко ве­рить в него.

В романе «Война и мир» немало интересных художест­венных находок связано с женскими образами. Каждая героиня, как правило, имеет определенную портретную черту, по­стоянно повторяющуюся на протяжении текста романа. Это традиционный в литературе прием индивидуализации персо­нажа.

У супруги князя Андрея Лизы автор подчеркивает бели­чью губку, которая в момент неудовольствия принимает осо­бое зверское выражение.




По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»;. Часть 3