По роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Часть 6
Перед Бородинским сражением Наполеон тоже рисуется и заботится о том, что напишут о нем историки. Он любуется портретом сына, пишет прокламации, чтобы поднять дух своего войска, осматривает местность на коне.
Л. Н. Толстой не жалеет иронии для снижения образа Наполеона. Он пишет: «Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла». Этот нелепый пример
Не может он и остановить грабежа в сожженной Москве.
В романе упоминается еще один исторический деятель — русский император. Но читатель сразу же понимает, что это не ключевая фигура в военных событиях. В облике императора Александра I Толстой постоянно подчеркивает молодость, неопытность, благодушие.
Прекрасные серые глаза, тонкие губы — эти черты облика русского монарха свидетельствуют о том, что царь — только внешне значимая
В образной структуре романа русский император одновременно противопоставлен как М. И. Кутузову, так и Наполеону. В то время как Наполеон уже наводит переправы через Неман, Александр не имеет плана военных действий, не готов к войне. Он лишь приятно проводит время па балах, обедах и праздниках.
Из всех военных действий и событий центральным объектом изображения является Бородинское сражение. Л. Н. Толстой так комментирует его роль в военной кампании 1812 года: «Для чего было дано Бородинское сражение? Ни для французов, ни для русских оно не имело ни малейшего смысла.
Результатом ближайшим было и должно было быть — для русских то, что мы приблизились к погибели Москвы, а для французов то, что они приблизились к погибели всей армии. Результат этот был тогда же совершенно очевиден, а между тем Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение».
Действительно, Бородинское сражение не означало перелома в войне: оно лишь изменило содержание сил в пользу русской армии, ибо для наших войск это было оборонительное сражение, а наибольшее количество потерь обычно несет наступающая сторона.
Кроме того, для поднятия духа армии и общества в целом это сражение сыграло огромную роль: Кутузов не мог сдать Москву без этой битвы. Битва при Бородино стала высочайшим примером героизма и мужества народных масс. Однако Л. Н. Толстой намеренно и неоднократно подчеркивает, что «давая и принимая Бородинское сражение, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно».
В этом высказывании опять-таки проявляется толстовский фатализм в восприятии истории.
В выборе позиции для сражения автор также отмечает скорее случайность, чем осознанность: русские войска просили много более выгодных, удачных позиций. А Бородинское поле в этом отношении не так уж примечательно.
С фотографической точностью воссоздает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» окрестности Бородина. Так, например, в описании выезда Пьера Безухова из Можайска в сторону Бородинского поля автор отмечает собор на спуске с огромной крутой и кривой горы, в котором шла служба. В этом описании без труда узнается Никольский собор в Можайске.
Зная, как близко находится он к военным позициям, поражаешься мужеству русского духовенства, которое, понимая, что через какие-то считанные часы неприятель может ворваться в город, продолжает вести церковную службу.
Л. Н. Толстой неоднократно подчеркивает, что судьбу сражения определил прежде всего народный героизм, ибо по всем предпосылкам в таких условиях нельзя было удержать армию от совершенного разгрома в продолжение трех часов. Основу народной стойкости Л. Н. Толстой видит в православии. Именно поэтому, кроме описания церковной службы в Никольском соборе Можайска, автор показывает сцену церковного шествия с иконой Смоленской божьей матери. Символично, что Л. Н. Толстой описывает икону как «большую, с черным ликом в окладе».
Эта художественная деталь передает всю глубину народного и божьего гнева: богоматерь Смоленская словно почернела от возмущения, глядя на вероломство наполеоновского нашествия.
В шествии батальоном сначала идут священники в ризах, потом солдаты и офицеры несут икону, за которой уже бегут толпы военных, а навстречу им бегут ополченцы, которые готовили линию обороны. Композиция сцены шествия символизирует единение всего русского народа перед лицом надвигающейся опасности. Крестный ход сменяется молебном перед битвой. Получать благословение на защиту родной земли — исконная христианская традиция.
В этой сцене чрезвычайно важную художественную роль играет пейзаж: молебен происходит на горе, под жаркими лучами солнца. Это рождает библейские ассоциации с горой Голгофой, на которой был распят Христос, что, в свою очередь, подчеркивает мотив жертвы.
Во время молебна однообразно-жадные взгляды солдат и офицеров устремлены на икону, при поклонах слышатся вздохи и удары крестов по грудям.
Эта сцена чрезвычайно значима в романе, так как подчеркивает силу патриотического единения русского войска.
Во время молебна к иконе подходит Кутузов, и это кульминационный момент данной сцены. Он крестится, как подчеркивает Л. Н. Толстой, привычным жестом: то есть главнокомандующий постоянно уповает на Бога.
Поклонившись до земли, Кутузов тяжело вздыхает и опускает седую голову. В этом психологическом портрете Толстому важно показать душевное состояние человека, на которого возлагается много надежд и которому уже через несколько минут придется посылать людей, стоящих в этот момент вокруг него и глядящих на ту же икону, на смерть в кровопролитный бой. Кто-то неизбежно погибнет, кто-то получит ранение, кто-то останется невредим.
Наиболее сильной в художественном отношении является завершающая часть данного фрагмента, когда Кутузов уже после молебна подходит к иконе и опускается перед ней на колени, кланяется, долго не может встать от тяжести и слабости, а потом с детски-наивным вытягиванием губ прикладывается к иконе и опять кланяется, дотронувшись рукой до земли. Главнокомандующий просит благословения у Бога и сил у родной земли. Примечательно, что у любимых героев Л. Н. Толстого всегда подчеркивается в облике что-то детское, наивное.
Это искренние и добрые люди. Перед битвой ополченцы надевают чистые рубахи, и это тоже символично, так как свидетельствует о том, что они готовы умереть за родину. Храбрость будущих защитников Москвы в Отечественную войну 1812 года Л. Н. Толстой показывает еще на примере Шенграбенского сражения.
Удачную атаку французов проводит рота Тимохина, в которой особо отличился Долохов. Храбро сражается батарея Тушина.
Описывая военные маневры, Л. Н. Толстой часто обращает внимание на красоту природы. Так, например, офицеры при отступлении к Вене любуются замком, построенным при впадении Энса в Дунай, монастырем на горе. В парке пасутся олени.
Специфика ландшафта важна писателю при объяснении выбора войсковых позиций. Так, например, осматривая линию войск перед Шенграбенским сражением, князь Андрей отмечает, что в центре, где находилась батарея Тушина, был самый отлогий спуск и подъем к ручью. А сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии.
По роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Часть 6