По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть 2

В рассуждениях М. А. Булгакова о добре и зле, о лжи и ис­тине немалую роль играют ершалаимские главы романа. Цен­тральной фигурой в них является образ Христа, который же­лает добра даже своим мучителям. Однако наряду с душевной мягкотелостью Га-Ноцри демонстрирует и силу характера, и стойкость убеждений.

Веря в природную доброту человека, он считает, что каждого ошибающегося и запутавшегося можно наставить на путь истины. Га-Ноцри ведет жизнь бродячего философа. В его уста М. А. Булгаков вкладывает афористич­ные фразы, свидетельствующие

о глубине мудрости и прони­цательности героя.

Центральной сюжетной линией романа является линия мас­тера и Маргариты. Не случайно эти образы подчеркивает само название романа. М. А. Булгаков подчеркивает, что Маргарита была умной и красивой женщиной, не нуждалась в деньгах, но счастливой себя не считала. «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?» — пишет автор.

И сам же отвеча­ет на этот вопрос: «Очевидно, не готический особняк, и не от­дельный сад, и не деньги. Она

любила его, она говорила правду».

Любовную линию в романе подчеркивает мотив сна. Героиня видит неизвестную местность, которую М. А. Булгаков харак­теризует как адскую: ни дуновения ветерка, ни шевеления обла­ка, ни живой души. Среди этой пустынной местности Маргарита видит мастера.

Он оборван, небрит, волосы всклокочены.

Автор намеренно подчеркивает материальный достаток, в котором живет женщина: особняк, роскошная квартира, дом­работница. Однако самым дорогим оказывается для нее фото­графическая карточка мастера и испорченная огнем тетрадь.

Получив от Азазелло волшебный крем и помаду, Маргари­та соглашается превратиться в ведьму и, оставив мужу про­щальную записку, улетает.

Прилетев на щетке в квартиру критика Латунского, пытаясь отомстить за мастера, Маргарита устраивает в ней настоящий погром.

Булгаков детально описывает полет Маргариты в лунном свете, участие героини в сцене бала у Воланда. В конце рома­на Мастер и Маргарита соединяются и уходят через камени­стый мостик в вечный дом.

Важную роль в романе М. А. Булгакова играет пейзаж. В ключевых сценах произведения автор акцентирует внимание чи­тателя на появлении луны или солнца. Эти светила подчеркива­ют вечный, вневременный характер происходящего, придают особую значимость данным главам произведения. Противоесте­ственный характер осуждения Га-Ноцри Пилатом подчеркивает художественная деталь: при мысли о том, что пришло бессмер­тие, прокуратор холодеет на солнцепеке.

Весь ужас происходя­щих событий передается через пейзаж: «Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней зака­чались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат». Во время казни Иешуа на город надвигается силь­нейшая гроза, которая заканчивается небывалым ливнем.

Она словно символизирует вселенский потоп — гнев самих небес.

Московские проделки Воланда неизменно сопровождает лунный свет. Не случайно Берлиоз в последнее мгновение жизни видит разваливающуюся на куски луну.

Особое место в романе занимает городской пейзаж. Под пером М. А. Булгакова одинаково реалистично и поэтично вы­глядит каждый уголок старой Москвы: и Александровский сад, и «ослепительно освещенный» Арбат, и «заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жид­кость от паразитов во флаконе».




По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть 2