По роману Патрика Зюскинда «Запахи»

Я открываю книгу этого нового для меня автора, затрагиваю нежные страницы небольшого томика, очаровываясь иллюстрацией замечательной девушки на обложке книги. Я наслаждаюсь «запахами», предчувствием прочтения новой, интересной книги. Первые страницы притягивают, интригуют: рождается ребенок где-то в грязи, он никому не нужен. Жаль маленького мальчика Гренуя, который не имел собственной семьи, который не имел друзей. Он был один во всем мире.

Хотелось «кулаки за него держать», думалось, что выстоит, сумеет, раскроет свой талант.

Гренуй шел на запах, который его притягивал, который не давал ему сбиться с пути, он нашел юную, нежную, волшебную девушку, аромат которой ощутил за десятки километров. Он ее нашел!

Чего можно было ждать от героя книги, который через весь город ощущает нежный запах девушки, что где-то стирает белье и которую он «вот-вот найдет»? Предвкушение нежной и сильной любви. А оказалось — он шел на убийство.

Для меня это был удар! Я так ему сочувствовала, так желала ему добра, а он — убийца!

Так, у книги есть подзаголовок — «История одного убийства», но не такого убийства! Возможно, это должно было бы произойти,

но дальше и не так… И вмиг потеряли свою привлекательность страницы книги, а смотря на волшебную девушку с обложки, я не понимала — как ее можно было убить.

Гренуй, как губка, собирал, коллекционировал запахи. Человек для него — ничто, запах — все. «Маленький безобразный клещ…, который умышленно становится маленьким и незаметным, чтобы никто его не увидел и не растоптал. Одинокий клещ, сосредоточенный в себе, сидит на дереве, слепой, глухой и немой, и только принюхивается…»

Если бы «только принюхивался», а то намного хуже — он убивал людей, убивал красоту, лишь бы вытянуть из нее запах. У этого изверга, оказывается, нет собственного запаха, и он годами старается уловить аромат человека и создать парфюм, который бы заполнил пустоту вокруг него, предрасположил бы к нему людей. Конечно, он мастер в своем деле, умеет, как никто, смешивать ароматы, создавать шедевры-ароматы.

Но за свои убийства он должен быть наказан. И правосудие над ним вершится. Весь город собрался, чтобы посмотреть, как будут казнить это маленькое, безобразное чудовище, которое выбросило в объятие смерти нескольких лучших девушек города.

И это чудовище появилось на площади, и люди ощутили радость, но не от того, что зло будет наказано. Гренуй и здесь оказался мудрее. Он изобрел духи, которые одной каплей могли изменить все вокруг. Смертная казнь отвратительного преступника превратилась в огромную вакханалию.

Горбатый, хромой, тот, что вышел из подонков, был в состоянии сделать себя любимцем толпы. Люди не могли припрятать любовь к нему, его обожествляли, уважали. Это был миг триумфа Гренуя: «То, чего всегда так желал, а именно, чтобы другие люди его любили, было ему в момент его успеха невыносимым, так как он сам их не любил, он их ненавидел. И вдруг Гренуй понял, что никогда не находил удовлетворения в любви, а всегда только в ненависти…»

Гренуй — ангел для человеческой толпы — становится воплощением красоты, этот идол сделал так, чтобы ему поклонялись. Я не люблю читать об убийствах, не люблю смотреть американские боевики, где полно крови и насилия, но я получила удовольствие, когда каннибалы разорвали своего маленького божка на кусочки — «они сорвали с него одежду, повыдирали волосы… за полчаса Жан-Батист Гренуй до последней косточки исчез из лика земного». За что же наказан Гренуй?

Думаю, что за пренебрежение, презрение к людям, за то, что так и не научился любить и не хотел этому учиться. Быть высшим и пренебрежительным, холодным и мстительным, быть сверхчеловеком хотелось Греную, а такие вещи должны быть наказаны.




По роману Патрика Зюскинда «Запахи»