Обращение Пушкина во второй половине 20-х годов к прозе соответствовало основным тенденциям развития русской литературы. «Повести и романы читаются всеми и везде»,- отмечал Пушкин, подчеркивая большую по сравнению с поэзией распространенность прозаических жанров среди самых различных категорий читателей. Еще в 1822 г. он наметил путь, по которому ему самому суждено было пойти в создании русской реалистической литерату ры: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему»
Первое прозаическое произведение Пушкина — незаконченный роман «Арап Петра Великого» . Роман органически включался в пушкинский цикл произведений, посвященных Петру. В этот период Пушкин неоднократно обращается к осмыслению петровской эпохи, личности царя, смысла его преобразований, что проявлялось и в лирике, и в поэмах. К концу жизни Пушкин задумал большой исторический труд, посвященный Петру и его эпохе. В конкретно-исторических условиях второй половины 20-х — 30-х годов это имело, несомненно, актуальное значение.
Пушкин стремился дать своего рода урок николаевской современности. «Арап Петра Великого» создавался вскоре после известных пушкинских «Стансов» , с которыми замысел прозаического произведения непосредственно связан. С позиций строгого историзма Пушкин тщательно воспроизводит колорит далекой эпохи, подробно!-«и быта и нравов петровского времени. Здесь он использовал и семейные предания о своем прадеде по материнской линии, одном из сподвижников Петра — африканце Абраме Петровиче Ганнибале, судьба которого постоянно привлекала поэта своей необычностью и драматизмом.
В романе Пушкин стремился показать Петра по-новому — без той напыщенности и ходульности, которые стали уже традиционными со времен XVIII в. Петр дан у Пушкина не на полях сражений, не как государственный деятель, а преимущественно как частный человек, в его домашней, будничной жизни: в кругу семьи, в веселье. Однако роман остался незаконченным. В следующем, 1828 году Пушкин снова обратился к образу Петра в поэме » Полтава «, но там он будет изображен с других позиций — как полководец и герой.
Дайджест:
- Духовный облик Ибрагима и Корсакова в романе «Арап Петра Великого»Историческое мировоззрение Пушкина сложилось в попытках поэта разрешить противоречия между идеями разума и практическими результатами истории; между великими идеями, рожденными французской революцией, и той реакцией и деспотизмом, которые установились позднее по всей Европе; между величием и славой русского народа и страшной действительностью его жизни. Пушкин понял, что вопрос об идеальном государстве решается не умозрительно, как ... Читать далее...
- Фабула пушкинского романа «Арап Петра Великого»Аналогия между петровским временем как тем, чему должно следовать, и современной Пушкину русской действительностью в «Стансах» проводится в лирическом ключе, в порядке глубоко эмоционального личного переживания поэта. Однако вскоре у Пушкина возникает творческая потребность воссоздать эпоху преобразований и образ царя-преобразователя в произведении большого эпического размаха, которое могло бы явиться новым, более убедительным «уроком» для николаевской ... Читать далее...
- Краткое содержание романа Пушкина «Арап Петра Великого»«В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, …находился его крестник, арап Ибрагим». Раненый в Испанской войне, он возвратился в Париж. Государь не раз звал своего любимца обратно в Россию, но тот не спешил с отъездом. Он был привязан к Парижу: молодой африканец любил графиню D., которая, будучи уже не ... Читать далее...
- Анализ стихотворения «Надпись I к статуе Петра Великого»«Надпись I к статуе Петра Великого» . Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре «надписи». В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра перед отечеством: Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил. Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру простер в работу ... Читать далее...
- Проза ПушкинаТворчество Пушкина поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров. Выступивши вначале как лирик, Пушкин в середине 20-х годов «Борисом Годуновым» закладывает основы русской реалистической драматургии, а в самом конце тех же 20-х годов обращается к прозе. И здесь, как в лирике и в трагедии, творчество Пушкина имеет ... Читать далее...
- Образ Петра Первого в поэме «Медный всадник» Пушкина А. СНо северный город — как призрак туманный, Мы, люди, проходим, как тени во сне. Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный, С рукою простертой летишь на коне. В. Я. Брюсов До поэмы «Медный всадник» Пушкин несколько раз обращался к образу царя-реформатора: в поэме «Полтава» , в неоконченном романе «Арап Петра Великого» , в материалах к «Истории ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Пир Петра Первого»Александр Пушкин с самого детства увлекался не только фольклором и литературой, но и историей. Причем, чем больше он узнавал о своей стране, тем больше гордился тем, что родился и живет в России. Причем, поэт умел подмечать и правильно трактовать не только очевидные факты, но и то, что частенько оставалось «за кадром». Одному из таких моментов ... Читать далее...
- Анализ стихотворения К статуе Петра великогоВ Надписи «К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияло поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный ... Читать далее...
- Осмысление исторической противоречивости власти Петра I в трагедиях ПушкинаРисуя Петра I, Пушкин развивал основные мотивы «Стансов» . Устами Ибрагима автор подчеркивает в Петре быстрый и твердый разум, силу и гибкость мысли и разнообразие интересов и деятельности. Ибрагим «день ото дня более привязывался к государю, лучше постигал его высокую душу. Ибрагим видел Петра в Сенате, оспариваемого Бутурлиным и Долгоруким, разбирающего важные запросы законодательства, в ... Читать далее...
- Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. ПушкинаДля того времени, бесспорно, прогрессивное общественно-политическое значение имело настойчивое обращение Пушкина к образу Петра I. Тема и образ Петра I возникают в творчестве А. С. Пушкина в «Стансах» — первом и очень значительном литературно-политическом выступлении поэта после его возвращения из ссылки. Обращенное непосредственно к Николаю I и написанное вскоре после его коронации, стихотворение Пушкина являлось ... Читать далее...
- Образ Петра первого в русской литературеТо академик, то герой. То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. Пушкин Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал Петра — великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа. Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть ... Читать далее...
- Первая публикация стихотворения «Пир Петра Первого»Стихотворение «Пир Петра Первого» было напечатано на первой странице первого номера пушкинского журнала «Современник». Оно оказывалось своеобразным эпиграфом к «Путешествию в Арзрум», которое публиковалось вслед за «Пиром», развивая и конкретизируя идею стихотворения. Стоит напомнить, что в указе от 14 декабря 1835 года ничего не говорилось о декабристах, сосланных на Кавказ, в действующую армию Паскевича. В ... Читать далее...
- В чем смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»?В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В «Медном всаднике» Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь он один находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами ... Читать далее...
- Полтава характеристика образа Петра IПОЛТАВА Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме. Романтический сюжет о «беззаконной любви» гетмана Мазепы и Марии Кочубей разворачивается на фоне эпохи, когда «Россия молодая / Мужала с гением Петра». Да и сама сюжетная коллизия невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки. И все-таки тема одно, а персонаж — ... Читать далее...
- Доклад о поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник»К жанру поэмы Пушкин Обращался на протяжении всего своего творческого пути. В раннем творчестве у него преобладают романтические поэмы. Начиная с 1825 г. жанровый диапазон Пушкина значительно расширяется. Так, вскоре после того, как он завершил трагедию » Борис Годунов «, Пушкин пишет сатирическую поэму «Граф Нулин» , создание которой было подготовлено опытом работы над первыми ... Читать далее...
- Отношение А. С. Пушкина к Петру ПервомуАлександр Сергеевич Пушкин в своих произведениях часто обращается к Петру Великому. В произведениях «Полтава» и «Медный всадник» образ российского императора — главный. Но отношение писателя к политику совсем неоднозначно, Пушкин рассматривает Петра с двух совершенно разных сторон: с государственной и с гуманистической. Во многих строках своих произведений Пушкин торжественно восхваляет Петра I. Писатель прославляет императора ... Читать далее...
- Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»1. Роль исторического лица в художественном пространстве. 2. Контрастная картина жизни города и человека. 3. Монументальность и величественность кумира. Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка. В. О. Ключевский Исторические события и различные великие личности не раз представали на страницах произведений А. С. Пушкина. И каждого из них писатель помещал в ... Читать далее...
- Историческое произведение из эпохи Петра I «Полтава»В «Полтаве» Пушкин снова обратился к излюбленному жанру, ставшему ведущим поэтическим жанром литературы 20-х годов,- жанру стихотворной поэмы. Однако новая поэма Пушкина принципиально и существенно отличалась от всего ранее им в этом роде созданного. Как в отношении «Стансов», так и в отношении «Полтавы» Пушкин следовал давней традиции. Создать поэму о Петре I пытались уже русские ... Читать далее...
- Головна ідея роману А. Толстого ідея моці великого російського народуБлизьке знайомство автора із цим історичним періодом дозволило йому у всій повноті передати колорит епохи. Письменник відтворить політичне й культурне життя, побут і національні традиції, вдачі, звичаї, соціальні й релігійні конфлікти цього переломного в житті Росії часу. Центральне місце в романі займає реформаторська діяльність пануючи Петра I. Товстої бачив у рішучих реформах цього государя позитивний, ... Читать далее...
- Образ Петра Первого в романе А. Н. ТолстогоОбраз Петра Первого. Проблема русского национального характера. Особенность создания образа Петра в романе А. Н. Толстого состоит в том, что писатель показывает своего героя не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает сам процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств. Расскажите о раннем детстве и юности Петра. Для чего Толстой делает героя свидетелем расправы стрельцов ... Читать далее...
- Тема исторического прошлого родины в произведениях ПушкинаТема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина и как поэта, и как прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годов щина», » Полтава «. » Медный всадник «. «Борис Годунов». «История Пугачевского бунта» и, конечно же, » Капитанская дочка «. Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: ... Читать далее...
- Период жизни и творчества Пушкина, который охватывает 1826-1830 годыСначала Пушкин возлагал некоторые надежды на молодого императора и сделал попытку повлиять на него. Свидетельством этого является стих «Стансы» , в котором развивается параллель между Николаем І и Петром І: Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд И памятью, как он, незлобен. Явный намек на помилование декабристов, когда общество молчало, был чрезвычайно ... Читать далее...
- Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика князя ПетраХарактеристика князя Петра. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Петр не потакал ей, ... Читать далее...
- Сочинения по литературе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Самым задушевным произведением поэта назвал Белинский роман Пушкина » Евгений Онегин «. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему ... Читать далее...
- Творческая история «Пира Петра Первого»Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни. Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то же время являлось ответом на острейшее политическое событие 1835 года. Только понимание сложной творческой истории «Пира Петра Первого» может объяснить глубокую содержательность стихотворения и мужество поэта, его написавшего. К сожалению, история стихотворения не написана. Вместо ее ... Читать далее...
- О И. Бутурлине, сподвижнике Петра IПетр I ненавидел льстецов и часто просил говорить о нем самом правду, какой бы горькой она ни была. Однажды в Москве подали ему жалобу на судей-взяточников, и он очень разъярился, сетуя на то, что взятки есть зло и надобно их решительно искоренять. При этом оказался возле Петра генерал-лейтенант Иван Иванович Бутурлин и, услышав грозные и ... Читать далее...
- Сравнительная характеристика Петра и Февронии МуромскихПетр Феврония Социальный статус до замужества Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра — от этого на его теле появились болезненные ... Читать далее...
- Интерес к русской истории у ПушкинаИнтерес к русской истории привел Пушкина еще в пору южной ссылки к изучению политики русских самодержцев XVIII века. Первые выводы были зафиксированы в Кишиневе в августе 1822 года в «Заметках по русской истории XVIII века». Самовластье — извращенная, по Пушкину, форма монархического правления, ненавистная поэту. Еще в оде «Вольность» он писал о Наполеоне — «Самовластительный ... Читать далее...
- Анализ стихотворения Пушкина «Стансы»Примерно в середине двадцатых годов девятнадцатого столетия у Пушкина возник повышенный интерес к личности Петра Великого. Образ царя-реформатора появился сразу в нескольких произведениях. Одно из них — стихотворение «Стансы», отдельные строки которого до сих пор часто цитируются. Произведение написано через несколько месяцев после коронации Николая I, вернувшего Александра Сергеевича из ссылки и освободившего его от ... Читать далее...
- Мое отношение к творчеству ПушкинаАлександр Сергеевич Пушкин — великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В своем художественном творчестве Пушкин выступает и как лирик, и как драматург, и как ... Читать далее...
По роману Пушкина «Арап Петра Великого»