По роману Тургенева «Отцы и дети»;. Часть 1

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был создан в начале 60-х годов XIX века, а в конце 50-х на Россию обрушился кри­зис. Крепостное право тормозило развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Реформа была необходима, и в 1856 году Александр Второй решил, что лучше освободить крестьян «сверху», чем они это сделают «снизу». Накануне отмены крепостного права в стране резко обострилась идейная борьба между демократами и либеральным дворянством. Этот конфликт и лег в основу нового произведения И. С. Тургенева.

Автор придавал

роману большое значение. «Отцы и дети» должны были решить важнейшие политические, философские и эстетические вопросы того времени.

Работу над романом И. С. Тургенев начал осенью 1960 го­да. Манифест об отмене крепостного права вышел в самый разгар работы и наложил отпечаток на его содержание. И. С. Тургенев почувствовал необходимость представить на общественный суд нового героя — врача, материалиста, чело­века, живущего практическими категориями. Известно, что интерес к естественным наукам в 60-е годы носил особое рас­пространение. В июле 1861 года роман был завершен, а руко­пись его направлена в журнал «Русский

вестник».

В первона­чальной редакции образ Базарова был обрисован в весьма положительных тонах. По требованию редактора журнала М. Н. Каткова И. С. Тургенев с сентября 1861 года по январь 1862 года переделывал роман, снизив при этом идейную и мо­ральную оценку образа Базарова. В таком виде роман вышел в 1962 году в журнале «Русский вестник». Роман вызвал среди читателей многочисленные споры. Дворяне решили, что Тур­генев прославляет разночинцев.

От Ивана Сергеевича отвер­нулись многие друзья. Ему стали приходить оскорбительные письма. Разночинцы не поняли значение образа Базарова.

Они считали его карикатурой, клеветой на революционеров-демократов. В адрес автора посыпался поток обвинений. Од­нако роман «Отцы и дети» с исторической точки зрения имеет большое значение.

И. С. Тургенев реалистично охарактеризо­вал в нем эпоху шестидесятых годов. Из произведения мы уз­наем о быте, разговорах и мыслях людей середины XIX века.

Готовя роман к отдельному изданию, И. С. Тургенев час­тично восстановил первоначальный текст, посвятив издание памяти В. Г. Белинского.

Герои произведения делятся на «отцов» и «детей». К пер­вому лагерю принадлежат либералы, ко второму — демокра­ты. На протяжении всего романа враждуют, спорят между со­бой Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров, ведется непримиримая борьба старого с новым.

Таким образом, цен­тральный конфликт романа является не извечным конфликтом «отцов» и «детей», а столкновением основных социально — политических взглядов эпохи.

На первых же страницах романа мы знакомимся с братья­ми Кирсановыми. Оба они генеральские сыновья. Николай Петрович закончил университет, женился.

У него родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив: «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расстава­лись, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пе­ли дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичным двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством, а Аркадий рос да рос — тоже хорошо и тихо. Десять лет прошло как сон». Однако супруга Николай Петровича безвременно скончалась. В романе мы уже видим героя совсем седым, пухлень­ким и немного сгорбленным барином лет сорока с небольшим.

На крыльце постоялого двора он ждет своего сына Аркадия. В характере Николая Петровича И. С. Тургенев неизменно под­черкивает доброту: он с нежностью целует сына, умиленно улыбается. Читатель сразу понимает, что перед ним добрый и открытый человек.

Чуть позже И. С. Тургенев представляет нам второго брата — Павла Петровича Кирсанова. Первое, что бросается в его облике, — необычайный для житья в деревне лоск. Павел Петрович одет в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. И. С. Тургенев не ограничи­вается общим описанием героя: он дает детализированный портрет: «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остри­женные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хоро­ши были светлые, черные, продолговатые глаза.

Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юноше­скую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, кото­рое большей частью исчезает после двадцатых годов».

В романе не раз упоминается о красоте героя и о том, что он пользовался необычайным успехом у женщин. Но красота не могла принести ему счастья. Роковая связь с княгиней Р. помешала герою создать семью.

Он так и остался холостяком. Путешествуя, Павел Петрович возил с собой серебряный не­сессер. От него пахло «благородными» духами. Каждая порт­ретная деталь подчеркивает аристократическую изы­сканность облика героя. Эту же цель преследуют «китайские красные туфли», которые Павел Петрович надевает в кабине­те, и интерьер самого кабинета: гамбсовое кресло, камин.

И. С. Тургенев не стремился выставить либеральную интелли­генцию в комедийном свете, но невероятная страсть Павла Петровича к изысканным нарядам после очередного детализи­рованного описания уже начинает выглядеть карикатурно: «Павел Петрович присел к столу. На нем был изящный утрен­ний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась ма­ленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упирались в выбритый подбородок». Братья Кирсановы ярко противо­поставлены друг другу в сцене знакомства с Евгением Базаро­вым, которого Аркадий привез погостить в имение. Если Ни­колай стиснул его руку, «которую тот не сразу ему подал», то Павел Петрович Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман».

О скрытности и самолюбии Павла Петро­вича свидетельствует и его манера держаться во время ужина, когда он медленно похаживает с рюмкой красного вина по столовой и произносит какое-либо «замечание или скорее вос­клицание, вроде «а! эге! гм!». Добрый и доверчивый Николай Петрович, наоборот, рассказывает много разных историй.

На Базарова, однако, наибольшее впечатление производит именно Павел Петрович. Он словно предчувствует горячие идейные споры с этим человеком. Противопоставляя в образ­ной структуре романа образы Базарова и Павла Петровича, И. С. Тургенев не раз акцентирует внимание и на внешности Евгения. Когда он, например, встречает утром в саду аристо­кратично одетого Кирсанова, на нем надето полотняное паль­то и панталоны. Все это запачкано в грязи, так как он только что занимался ловлей лягушек для опытов, а на старой круг­лой шляпе его комично примостилось болотное растение.

Внешний вид героев красноречиво свидетельствует о диамет­рально противоположном отношении к жизни. Павел Петро­вич живет, чтобы наслаждаться красотой, роскошью, светски­ми беседами, а Базаров ищет практическую пользу.




По роману Тургенева «Отцы и дети»;. Часть 1