По сборнику Темные аллеи

В жизни каждого человека то или иное место занимает любовь. Она может воплощаться в примитивных влечениях или страсти, в жестоких неразделенных чувствах или в обоюдном счастье взаимности.

Весь путь от желания до переживаний исследовал И. А, Бунин в цикле рассказов «Темные аллеи». Годы создания сборника — тяжелое время для писателя. Его угнетала как внешняя, так и внутренняя обстановка, и работа над рассказами стала главной радостью и утешением для писателя.

Он интересуется отношениями между мужчиной и женщиной, описывая их с

точностью психолога, и сборник «Темные аллеи» по праву назван «Энциклопедией любви».

38 рассказов сборника имеют общие особенности.

Каждый рассказ имеет трагический финал: один из героев умирает, либо герои просто расстаются навсегда. Бунин не доводит своих персонажей до брака, считая брак слишком обыденным явлением, хотя героем выбирает человека чуждого каким-либо высоким запросам — обыкновенного. Еще одной особенностью рассказов Бунина является то, что из двух героев главную роль играет женщина, в большинстве рассказов Он устремлен к Ней.

Писатель изображает земную любовь; она недолговечна,

хрупка, как коротка и не незыблема наша жизнь.

Особую роль в бунинских рассказах играет деталь.

Действительно, я думаю, каждое явление неразрывно связано со светом, звуком, цветом и даже с запахом. Например, если рассматривать хорошие картины с изображением пейзажей, непроизвольно начинаешь ощущать тепло солнца, запах дождя или сырость осенних листьев. Читая Бунина, я ловлю себя на ощущениях такого же рода.

Совокупность деталей рождает особое душевное состояние то сосредоточенности и печали, то легкости и радости жизни.

Сам писатель говорил, что, начиная писать о чем бы то ни было, прежде всего, он «искал звук». «Найти звук» — я думаю, это означит найти ритм прозы, ее своеобразную мелодию, присущую только этому рассказу. И именно поэтому каждый рассказ Бунина похож на магнит, притянувший к себе только то, что нужно, и ничего лишнего.

Я считаю, что И. А. Бунин был непревзойденным мастером русского языка. Он умел из необъятного числа слов выбрать наиболее живописные, сильные, скрепленные почти незримой связью с повествованием, для каждого рассказа уникальные, кА личные переживания человека, как его жизненный путь. «Энциклопедия любви» раскрывает чувства человека во всей их полноте, но в то же время она универсальна, так как каждый человек способен испытать эти чувства.

Все, о чем говорит Бунин в этой книге, очень осязаемо, все это надолго радует или печалит нас, заставляя задуматься о том, какие ошибки может совершить читатель в своей жизни. Я провожу параллель между читателем и героем, прежде всего, потому что читатель в любой момент может оказаться в ситуации героя, который, в свою очередь, представлен очень и очень реалистично.

У писателей есть термин, заимствованный у скульпторов — «лепка людей». Немногие писатели умеют так безошибочно верно и, порой, безжалостно «лепить людей», как Бунин.

Например, в рассказе «В Париже» герои представлены так, что мы сомневаемся в том, вымышлены ли эти персонажи. Автор не «лезет в душу» героев, он описывает события таким образом, что читатель сам прекрасно понимает их моральное состояние.

Первая встреча героев происходит спонтанно, благодаря желанию героя зайти пообедать в небольшую русскую столовую в одном из темных вечерних переулков Парижа. «Вдруг его угол осветился, и он увидал безучастно-вежливо подходящую женщину лет тридцати, с черными волосами на прямой пробор и черными глазами, в белом переднике с прошивками и в черном платье…» Голос героини сразу кажется Ему приятным, что говорит о мгновенно возникшей симпатии к Ней. Героиня, в свою очередь, держится «скромной и достойной служащей», отвечая Ему безразличием. Это рождает мысль героя «да, из году в год, изо дня в день, втайне ждешь только одного — счастливой любовной встречи, живешь, в сущности, только надеждой на эту встречу — и все напрасно…». Мысль эта, безусловно, заставляет читателя задуматься, в том числе о том, напрасна или ненапрасна встреча героев. Ненапрасна.

Это подтверждают последующие встречи героев, сопровождающиеся развитием чувств друг к другу.

Однако герой внезапно умирает, и она вновь одинока. В начале рассказа героиня одета в черное, у нее черные волосы и глаза. Она одинока, и это ее судьба.

На ней белый передник как атрибут служащей. Вероятно, работа для нее — единственная возможность общаться с людьми, и один из них, он верит, подарит ей ту самую «счастливую любовную встречу», изменит ее судьбу.

Герой тоже был одинок и ранен до встречи с Ней, но умирает он не в одиночестве, зная, что Она ждет его…

…По-моему, говоря о Бунине, становишься человеком навязчивым, стремясь показать собеседнику особенно интересные места бунинских книг. Все кажется, что вот это — последнее, но выясняется, что дальше есть еще и еще… Чем больше читаешь Бунина, тем яснее становится, что этот писатель неисчерпаем.

Иван Алексеевич Бунин — поэт чистых, выразительных идей и мыслей. Всю жизнь он ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал пути к нему. Он нашел его в своей поэзии и прозе, в любви к родине. Писатель прожил сложную, порой противоречивую жизнь.

Он многое видел, знал, любил, но величайшей, нежнейшей, неизмеримой его любовью была родная страна, Россия.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


По сборнику Темные аллеи