По стихотворению Есенина С. А. «Береза»

Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С. А. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза — традиционный

в националь­ной культуре символ России, поэтому название художествен­ного произведения расширяет его проблематику. В ходе раз­вития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляют­ся словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом ог­не».

Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «при­накрылась»

подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с гор­деливой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья при­родная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный сред­нерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза В сонной тишине,

И горят снежинки В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка, столь конкретно очерчивающая поэтическое про­странство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произ­ведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитатель­ное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, че­тыре строфы легко укладываются в два четверостишия с па­раллельной рифмовкой, но С. А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приоб­рела дополнительную выразительность.

К образу березы С. А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качества­ми и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры и ориги­нальные сравнения. Бе­реза для С. А. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной — все самое светлое, чем живет человек в этом мире.




По стихотворению Есенина С. А. «Береза»