По трагедии «Прометей закованный»

Трагедия «Прометей закованный» — наиболее известная трагедия греческого драматурга Эсхила, который жил на границе VI-V столетий к нашей эре в Афинах, которого старинные греки называли «отцом греческой трагедии». Эсхил, как и другие деятели искусства в Старинной Греции, всегда использовал мифические сюжеты в своих произведениях. Объясняется это тем, что миф отыгрывал очень важную роль в жизни старинных греков.

Представление о мире, его происхождении, развитии, будущем, все ожидания, стремление, невыполнимые мечты старинных греков,

их понимание таких сложных понятий, как жизнь и смерть, человек и судьба, зло и справедливость — все это содержится в мифах.

Прометей — один из любимых мифических героев в Старинной Греции. Миф о нем подает историю развития человечества, как воображали ее себе в античности. За мифом люди были хлипкие и не могли ни думать, ни говорить, ни понимать того, что видели вокруг. Прометей имел благородное сердце, он первый обратил внимание на людей и начал им помогать. От нечего делать и другие боги взялись учить людей, но потребовали за это почета и богатых даров.

Прометей заколол жертвенного быка и поделил тушу

на две части. К большей груде сложил лишь кости, но прикрыл их красивым жиром, а мясо положил в грязную шкуру, еще и прикрыл требухой. Потом он предложил Зевсу выбрать, какую часть люди будут отдавать богам, а которую оставят себе. Зевс выбрал большую груду.

С того времени люди ели мясо, а кости жертвовали богам. Обозленный Зевс запретил Прометею подниматься на Олимп, а людям отказал дать животворный огонь. Но Прометей с помощью ухищрений похитил огонь у богов и отдал его людям. За это Гефест по приказу Зевса приковал Прометея на краю земли к скале; каждый день прилетал орел и клевал печень Прометея, которая за ночь отрастала снова.

После многих столетий таких истязаний Геракл убил орла и освободил Прометея.

Этот миф был хорошо известен всем старинным грекам. В трагедии представлены лишь те события из мифа, которые отвечали творческому замыслу автора, которые волновали Эсхила — художника и Эсхила — человека. Власть и Сила — слуги Зевса — приводят Прометея в пустыню, где Гефест заковывает его.

С развитием событий выясняется, что Прометей не только передал огонь людям, а и начал человеческую цивилизацию: научил обрабатывать дерево и строить жилье, показал целебные травы, первым запряг быков, освободив людей от тяжелейшей работы, приучил коней ходить запряженными, и корабли — тоже его изобретение, научил людей определять звезды, считать и писать, показал сокровища земли: медь, железо, серебро, золото.

Образ Прометея отбивает этическую проблему, которая волновала Есхила на протяжении его творческого пути: собственная ответственность лица за принятое решение. Прометей — бог, который имеет дарование предусмотрения, он заранее знал о страдании, которые выпадут ему на судьбу, но не уклонился от них. Больше того, уже прикованный, он имеет средство, которое может лишить его мучений: чтобы получить свободу, ему достаточно назвать имя женщины, которая родит Зевсу ребенка, который повалит Зевса, как тот когда-то повалил своего отца Крона.

И Прометей отказывается открыть тайну и готовый к еще более жестоким истязаниям. Скала вместе с прикованным Прометеем от ударов молний и грома, который насылает Зевс, проваливается в страшное подземное царство Тартар.

Образ Прометея — это образ человека, который не предает своей судьбы, которая отвечает за свои решения и поступки. Есхил верит в возможности человека, как и его герой. Трагедия Есхила отмечается верой в прогресс и развитие человечества.




По трагедии «Прометей закованный»