Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом»

Своим творчеством А. П. Чехов обличал обывательщину, ведущую к разрушению личности и целого общества. Почему же писатель считал это явление страшным злом и как отражал мещанство и ограниченность в своих рассказах?

Многие герои чеховских рассказов — маленькие люди. Эта тема не нова для русской литературы, однако образы незначительных людей в изображении А. П. Чехова стали поистине новаторскими. Он не призывал к жалости и милосердию по отношению к маленькому человеку, автор изображал их с совершенно иной стороны.

Его персонажи —

ограниченные, неспособные к критическому мышлению мещане. Именно они олицетворяют собой укоренившуюся обывательщину.

В рассказе «Ионыч» Чехов изображает нравственную деградацию земского врача. Благодатной почвой для этого стала среда, в которую окунулся Дмитрий Ионович Старцев. Жители провинциального городка, куда приехал молодой специалист, жили ограниченными интересами.

Правда, была среди них «самая образованная и талантливая семья» Туркиных. Именно у них Старцев проводил большую часть свободного времени.

Показывая пагубность обывательщины, Чехов помещает героя в бездуховное общество,

не обремененное высокими интересами. Постепенно жизнерадостный человек растворяется в окружающей среде, превращаясь в толстого, ленивого скупердяя Ионыча. Герой вызывает лишь осуждение читателя.

В произведении «Смерть чиновника» Чехов показывает мелкого чинушу Червякова, невзначай чихнувшего в театре на лысину генерала. Виновник инцидента так разволновался, что начал унижаться, бесконечно извиняясь за свою оплошность. Назойливое раболепство в конце концов вызвало закономерную злость значительного лица.

Расстроенный Червяков пришел домой, прилег на диван и «помер». Автор показывает, что болезненное внимание к повседневным мелочам и панический страх перед власть имущими — следствие духовной пустоты.

Отдельно можно выделить главного персонажа «Человека в футляре», который из-за постоянной тревоги ограничил себя в радостях жизни и даже в собственном мировоззрении. Отгородившийся от внешнего мира Беликов руководствовался лишь одним принципом: «как бы чего не вышло». Но ограниченность и подозрительность героя распространились на весь город: люди перестали читать книги, боялись громко говорить и оказывать помощь нуждающимся.

Узость мышления и страх перед действительностью, заточившие героя в созданный им же «футляр», в итоге убивают его…

Своим творчеством А. П. Чехов пытался донести до читателя губительность обывательщины, призывал не допускать проявлений ограниченности в обществе.




Почему А. П. Чехов назвал обывательщину «страшным злом»