Почему А. С. Пушкин так подробно описывает детство и воспитание своих героев — Евгения Онегина и Петра Гринева?

Ум, коли он только что ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие. Д. И. Фонвизин Евгений Онегин и Петр Гринев — главные герои романов «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».

Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные и нравственные проблемы, связанные с этими героями. «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка» — реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы «Евгения Онегина» . Суть реалистического изображения

окружающего мира удачно сформулировал Ф. Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей. Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему несовершенному миру.

Он живет своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои «южных» поэм Пушкина: русский пленник в поэме «Кавказский пленник», Алеко в поэме «Цыганы». Важнейшей чертой

романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намеками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.

Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринева, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу. Гринев и Онегин жили в разное время: первый — в годы царствования Екатерины Второй, другой — в эпоху Александра Первого.

Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству. «Капитанская дочка» представляет собой «семейственные записки», первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун»: «Да кто его отец?». Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринева — будущего автора мемуаров — внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля — фонвизинского Митрофана Простакова.

Гринев жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей — Савельичем. Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринев выучился под его надзором грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля» . Позже отец нанял для своего сына учителя — француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре очень напоминает немца Вральмана, который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринев вроде бы ничего не знал и не умел, «жил недорослем, гоняя голубей» , но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином.

Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина, сочинял «изрядные» стихи, которые хвалил А. П. Сумароков, то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени. Онегин воспитывался гувернерами-иностранцами, его французский учитель использовал «новейшие педагогические методы»: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил… В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы все, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьезным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели. Родители обоих героев мало занимались сыновьями.

Старший Онегин служил где-то «отлично-благородно» . О нравственном воспитании ребенка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живет «для роскоши, для неги модной» , для «чувств изнеженных» . После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в «науке страсти нежной» , иными словами в волокитстве. Старший Гринев был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринев-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина — служба государству.

Младший Гринев по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо «чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы» . Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринев — серьезным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи. Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошел мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно «взбесил» молодого поэта на балу, довел дело до дуэли и убил юношу.

Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался «лишним человеком» при всем своем уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил «без цели, без трудов До двадцати шести годов» . Гринев получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях, в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков.

Конечно, Гринев не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек. Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев, то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьезной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринев, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки. Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах.

Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Почему А. С. Пушкин так подробно описывает детство и воспитание своих героев — Евгения Онегина и Петра Гринева?