Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»?

Тургенев видел в образе Базарова «лицо трагическое». С этим нельзя не согласиться, его «рефлексирующий нигилист» имеет собственную точку зрения, но не знает, как применить знания на практике. Особенно ярко раскрываются взгляды бунтаря в моменты споров с Павлом Кирсановым.

Самоуверенный Базаров отвергает общественные устои и традиционные ценности. Он критикует религию, существующие принципы и общественный срой в целом.

Герой твердо убежден, что нигилизм отражает народный дух, поэтому верит в революционные преобразования

в России. Молодой врач увлекается естественными науками и не видит пользы в поэзии, музыке, искусстве.

Когда Павел Петрович восхищается Шиллером и Гете, материалист Базаров парирует его рассуждения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». В своих убеждениях герой доходит до крайностей, видя истину лишь в том, что можно увидеть или пощупать, остальные чувства он считает «вздором». Ему смешны занятия Николая Кирсанова музыкой, чтение стихов Пушкина он считает «ерундой», а мечты — «блажью». Отрицание очевидного проявляется в Евгении Васильевиче даже по отношению к природе.

Красоты

окружающего мира его интересуют лишь с утилитарной точки зрения, поскольку «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Взгляды Базарова опровергает сама жизнь. Вспыхнувшие к Анне Сергеевне чувства ломают его теорию, они становятся началом возмездия за его нигилизм. Душа Базарова раскалывается надвое, теперь в нем пытаются ужиться два человека: ярый противник романтизма и страстно влюбленный, открывший в своей душе неизведанное ранее чувство.

Любовь сыграла роковую роль в судьбе раскольника, показав несостоятельность его взглядов и убеждений.

Более того, сильный холодный человек открыл романтика в самом себе. Он иначе увидел природу, человека, мир. При этом Базаров остается верен себе: даже в сценах объяснений с Одинцовой он остается искренним и прямым. Ему сложно смириться с осознанием новой жизни, с новыми чувствами. Внутренний конфликт героя так и остается неразрешенным: из-за пореза во время операции он заболевает тифом и погибает.

Перед неизбежной кончиной в Базарове проявляются лучшие чувства: стойкость, нежность к старикам-родителям, поэтическое чувство к любимой женщине, жажда труда и подвига.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что тургеневский Базаров является «рефлексирующим нигилистом». Ему присущи те же нравственные искания, через которые русские классики проводили своих героев: Онегина, Печорина, Безухова, Обломова, Раскольникова.




Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»?