Почему бородинское сражение — кульминация произведения
Почему бородинское сражение — кульминация произведения, по мысли Толстого?
«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года», — писал Л. Н. Толстой.
Любимая мысль писателя, «мысль народная», реализуется При создании сцен Бородинского сражения.
Бородинское сражение показано Л. Н. Толстым в романе — эпопее «Война и мир» как главное событие войны народной. Именно это сражение, по мысли автора и его героев, явилось
Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поняли нравственное превосходство своего противника, как поняли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию французов.
Таким образом, эта сцена является кульминационной в развитии темы войны и мира в романе.
Этот день
В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.
Бородинское сражение мы можем считать называть кульминационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сражении участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Андрей Болконский. Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во время сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха.
Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишенными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного. Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», обрести, наконец, истинный смысл жизни. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».
Только теперь он понял «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящихся к бою солдат осветились «новым светом». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». И Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного.
Впервые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.
Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, — страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе.
Для этого писателя характерна деромантизация понятия «героизм». Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и крови. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей.
Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь.
Что выделаете?»» Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.
Война — это «страшное дело», по мысли автора. Индивидуализм, безмерное властолюбие, жажда славы, почестей, равнодушие к людям — вот что осуждает Толстой в романе.
Все эти качества присущи в произведении Наполеону и «маленьким наполеонам» — Курагиным, Борису Друбецкому, Бергу. Вместе с тем позиция Толстого в «Войне и мире» — позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, заблуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий.
И автор уподобляет его ребенку, который «держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».
Таким образом, Бородинское сражение — это главное событие войны народной, сыгравшее большую роль в судьбах главных героев романа.
Почему бородинское сражение — кульминация произведения