Почему бородинское сражение — кульминация произведения

Почему бородинское сражение — кульминация произведения, по мысли Толстого?

«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года», — писал Л. Н. Тол­стой.

Любимая мысль писателя, «мысль народная», реализу­ется При создании сцен Бородинского сражения.

Бородинское сражение показано Л. Н. Толстым в романе — эпопее «Война и мир» как главное событие войны народной. Именно это сражение, по мысли автора и его героев, явилось

решающим в ходе Отечественной войны 1812 года. Оно стало моральной победой русских войск, своеобразным перелом­ным моментом в ходе боев. Именно так воспринимает этот бой Кутузов, Пьер, солдаты, присутствующие на батарее Ра­евского.

Русские, потеряв половину своего войска, стояли так же грозно в конце, как и в начале сражения. Французы поня­ли нравственное превосходство своего противника, как по­няли и то, что сами они были нравственно истощены. Это и предопределило последовавшую затем капитуляцию францу­зов.

Таким образом, эта сцена является кульминационной в развитии темы войны и мира в романе.

Этот день

был необычайно важен для всех, и к нему готови­лись торжественно, основательно. Русские солдаты понима­ли всю значимость этого сражения для судьбы России. Нака­нуне боя эти люди надевали белые рубахи и отказывались от водки, потому что теперь «не такой день», а в самый разгар боя, «как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей.. .мол­нии скрытого, разгорающегося огня».

В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека, величие подвига борющегося народа.

Бородинское сражение мы можем считать называть куль­минационным моментом в развитии действия еще и потому, что это точка пересечения судеб всех героев романа. В сраже­нии участвуют почти все главные герои Толстого. Именно в Бородинском сражении получает смертельное ранение Анд­рей Болконский. Во время Бородинской битвы на батарею Раевского попадает Пьер Безухов. Он находится здесь во вре­мя сражения, и его охватывает чувство ужаса, смертельного страха.

Солдаты же, бывшие на батарее, кажутся ему лишен­ными этих чувств. Пьер поражен спокойствием, твердостью, мужеством, простотой этих людей, не заботящихся о славе, почестях, карьере, не имеющих ничего внешнего, наносного. Под влиянием этих впечатлений Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», обрести, наконец, истинный смысл жизни. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер…- Войти в эту общую жизнь всем существом, проник­нуться тем, что делает их такими».

Только теперь он понял «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». Теперь для Пьера все значительные, строгие лица готовящих­ся к бою солдат осветились «новым светом». «Он понял ту скрытую… теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готови­лись к смерти». И Пьеру хочется освободиться от «бремени внешнего человека», от всего искусственного, наносного.

Впер­вые столкнувшись с народной средой, он остро чувствует фальшь и ничтожество мира светско-условного, чувствует ошибочность своих прежних взглядов и жизненных установок.

Отношение автора к войне было неоднозначным. Толстой изображает Бородинскую битву как народное сражение, он указывает на необходимость защиты Родины. Но вместе с тем война, по мысли писателя, — страшное и бессмысленное дело, противное разуму и самой человеческой природе.

Для этого писателя характерна деромантизация понятия «героизм». Он изображает не парады и победы, а тяготы, бедствия, муки, которые приносит война. Так, сцене Бородинского сражения в романе противопоставлена характерная картина природы: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блест­ками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотою селитры и кро­ви. Собирались тучки, и стал накрапывать дождик на уби­тых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на со­мневающихся людей.

Как будто он говорил: «Довольно, до­вольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь.

Что выделаете?»» Полнота изображения военных картин достигается здесь тем, что они рисуются с разных точек зрения: в восприятии Пьера, Андрея Болконского, в восприятии Кутузова и Наполеона.

Война — это «страшное дело», по мысли автора. Индиви­дуализм, безмерное властолюбие, жажда славы, почестей, равнодушие к людям — вот что осуждает Толстой в романе.

Все эти качества присущи в произведении Наполеону и «ма­леньким наполеонам» — Курагиным, Борису Друбецкому, Бер­гу. Вместе с тем позиция Толстого в «Войне и мире» — позиция исторического фатализма. Наполеон, по мысли писателя, за­блуждается, считая, что может влиять на ход исторических событий.

И автор уподобляет его ребенку, который «держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит».

Таким образом, Бородинское сражение — это главное со­бытие войны народной, сыгравшее большую роль в судьбах главных героев романа.




Почему бородинское сражение — кульминация произведения