Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?

Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?

Бескомпромиссность, верность своим внутренним идеа­лам, развитие личностного самосознания, способность к про­тесту, внутренняя сила, поэтичность, душевность — все эти черты Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее рус­ским сильным характером.

Катерина — очень поэтичная, эмоциональная натура. Ха­рактерной русской чертой является религиозность героини, сливающаяся с ее поэтической верой в волшебные сказки. В доме ее всегда было много странниц

и богомолок, она слу­шала их рассказы, в юности любила ходить в церковь, мо­литься.

Она чувствует красоту природы, любит окружающий мир. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на клю­чик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены сказочными видениями.

Часто снится ей, что она летает, как птица.

И этот образ птицы позволяет нам понять главное в харак­тере героини. В народной поэзии птица — символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле»,

— вспо­минает Катерина о своей жизни в родительском доме. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но жизнь Катери­ны проходит в неволе, где ей тоскливо и одиноко.

Цельная, сильная натура, она терпит власть «темного цар­ства» лишь до определенного момента. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она,. — так не удержать меня ни­какой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, сме­лостью, прямотой. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ни­чего не могу», — говорит она Варваре.

Катерина не может пойти на сделку с собственной со­вестью, в отличие от Варвары. Любовь к Борису кажется ей греховной. И внешний конфликт в пьесе переходит во внут­ренний, конфликт героини с самой собой. Конфликт этот не­разрешим у А. Н.

Островского. Именно поэтому исследова­тели говорили о «Грозе» как о трагедии. Катерина всена­родно признается мужу и свекрови в содеянном, а затем по­гибает.

Как и в античных трагедиях, конфликт разрешается у А. Н. Островского смертью героини.

В поведении Катерины проявился, по словам Н. А. Добро­любова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит все, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Позиция автора в пьесе однозначна: финал произведе­ния — это нравственная победа Катерины. Мы видим, что рушатся устои «темного царства». Варвара сбегает с Кудря­шом, Тихон впервые решается на протест.

Речь героини, образная, музыкальная, напевная, напоми­нает народные песни: в ней присутствуют повторы, обилие уменьшительно-ласкательных форм, сравнения, фразеологизмы. В момент наивысшего напряжения своих душев­ных сил Катерина обращается к языку народной поэзии: «Вет­ры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!». Остров­ский раскрывает в речи Катерины не только ее страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими кон­струкциями резко утверждающего или отрицательного харак­тера.

Внутренний мир героини раскрывается в ее монологах, в них мы видим ее воспоминания, чувства. Первый монолог — это ее поэтичное воспоминание о детстве. Второй большой монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. В нем откры­вается внутренняя борьба героини, противостояние острой жажды счастья и боязни собственной гибели. Последние мо­нологи Катерины открывают нам тоску и отчаяние.

Выход из этого положения она видит в одном — в смерти. Только так она может обрести покой, утерянную душевную гармонию. Однако Катерина не считает свое самоубийство грехом. «Кто любит, тот будет молиться», — говорит она.

Героиня уходит из жизни с верой в любовь и сострадание.

Таким образом, Катерина у А. Н. Островского — сильный, волевой характер, яркая, неординарная личность, способная на протест.




Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?