Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?
Почему Н. А. Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?
Бескомпромиссность, верность своим внутренним идеалам, развитие личностного самосознания, способность к протесту, внутренняя сила, поэтичность, душевность — все эти черты Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее русским сильным характером.
Катерина — очень поэтичная, эмоциональная натура. Характерной русской чертой является религиозность героини, сливающаяся с ее поэтической верой в волшебные сказки. В доме ее всегда было много странниц и богомолок, она слушала их рассказы, в юности любила ходить в церковь, молиться.
Она чувствует красоту природы, любит окружающий мир. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены сказочными видениями.
Часто снится ей, что она летает, как птица.
И этот образ птицы позволяет нам понять главное в характере героини. В народной поэзии птица — символ воли. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», — вспоминает Катерина о своей жизни в родительском доме. «Отчего люди не летают так, как птицы? — говорит она Варваре. — Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но жизнь Катерины проходит в неволе, где ей тоскливо и одиноко.
Цельная, сильная натура, она терпит власть «темного царства» лишь до определенного момента. «А уж коли очень мне здесь опостынет, — говорит она,. — так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Среди жертв «темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре.
Катерина не может пойти на сделку с собственной совестью, в отличие от Варвары. Любовь к Борису кажется ей греховной. И внешний конфликт в пьесе переходит во внутренний, конфликт героини с самой собой. Конфликт этот неразрешим у А. Н.
Островского. Именно поэтому исследователи говорили о «Грозе» как о трагедии. Катерина всенародно признается мужу и свекрови в содеянном, а затем погибает.
Как и в античных трагедиях, конфликт разрешается у А. Н. Островского смертью героини.
В поведении Катерины проявился, по словам Н. А. Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит все, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».
Позиция автора в пьесе однозначна: финал произведения — это нравственная победа Катерины. Мы видим, что рушатся устои «темного царства». Варвара сбегает с Кудряшом, Тихон впервые решается на протест.
Речь героини, образная, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: в ней присутствуют повторы, обилие уменьшительно-ласкательных форм, сравнения, фразеологизмы. В момент наивысшего напряжения своих душевных сил Катерина обращается к языку народной поэзии: «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!». Островский раскрывает в речи Катерины не только ее страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу. Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.
Внутренний мир героини раскрывается в ее монологах, в них мы видим ее воспоминания, чувства. Первый монолог — это ее поэтичное воспоминание о детстве. Второй большой монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. В нем открывается внутренняя борьба героини, противостояние острой жажды счастья и боязни собственной гибели. Последние монологи Катерины открывают нам тоску и отчаяние.
Выход из этого положения она видит в одном — в смерти. Только так она может обрести покой, утерянную душевную гармонию. Однако Катерина не считает свое самоубийство грехом. «Кто любит, тот будет молиться», — говорит она.
Героиня уходит из жизни с верой в любовь и сострадание.
Таким образом, Катерина у А. Н. Островского — сильный, волевой характер, яркая, неординарная личность, способная на протест.
Почему Добролюбов назвал характер Катерины «русским сильным характером»?