Почему Генрик Ибсен создал синтетическую пьесу

Это объединение в пьесе «Кукольный дом» имеет странный оттенок. Автор сумел изобразить и подать в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему семейной жизни. В центре пьесы — якобы счастливая семья: Нора и Торвальд Хельмери.

Они вместе уже восемь лет, имеют трое хорошеньких детишек, уютный домик и определенные доходы. Нора обожествляет мужа и детей. Что еще, казалось бы, надо для счастья?

Но, присмотревшись, мы видим, что это счастье будто наиграно, в нем есть что-то искусственное. Нора с детства мечтала, что

будет иметь идеальную семью, которая будет жить в идеальном доме. Эти мечты почему-то напоминают детские игры с куклами — в кукольных домиках все такое идеальное, опрятное, уютное и «правильное», как хотелось Норе. Но Нора сама была куклой — сначала для отца, потом для мужа.

Муж называет ее «куколкой», «белочкой», «птичкой», опекает ею, как маленького беспомощного ребенка. Но как личность ее не воспринимает.

Нора — лишь часть этого уютного гнездышка, почти такая же, как мебель или занавески. В этом доме не живут, а играют — в жизнь, в любовь, в брак, в человеческое достоинство и честь. В

игрушечном домике живут куклы, которые притворяются людьми.

Тайно одолжив деньги, чтобы спасти мужа, Нора оказывается в одиночестве с ужасом перед будущим и укорами совести. Но муж узнает об этом и произносит «справедливейшую» речь, в которой почему-то преобладает местоимение «мое»: «Ты разрушила все мое счастье, загубила и все мое будущее». А когда угроза проходит, мы снова слышим его сладенькие слова.

Но наступает прозрение. Нора не может больше жить в этом духовно пустом доме, поэтому идет прочь. «Я думаю, что, прежде всего, я человек, равно как и ты — или, по крайней мере, должна стать человеком».

В произведении Генрик Ибсен показал фальшивые человеческие ценности, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется «Кукольный дом».




Почему Генрик Ибсен создал синтетическую пьесу