Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?

Роман «Преступление и наказание» в некоторой мере детектив, однако вопреки известному жанру Ф. М. Достоевский главной фигурой сюжета делает личность преступника. Образу следователя отведено всего лишь несколько страниц. Чем обусловлено такое решение писателя?

Роман Достоевского — социально-психологическое произведение, где на первый план выходит внутренний мир преступившего закон человека. Свой замысел автор объяснял «психологическим отчетом одного преступления».

Переступившим моральный и уголовный закон становится

Родион Раскольников, который убил мерзкую старуху-процентщицу и ее сестру — невольную свидетельницу расправы.

На страшное преступление он решился ради проверки собственной теории делящей человечество на слабых и сильных. Бывший студент хотел таким образом самоутвердиться, стать «право имеющем», способным на «новый шаг», на «новое слово».

Но противоречивая натура убийцы не способна вынести «психологических» последствий, которые повлекло двойное убийство. Внутри героя разгорается духовная борьба, конфликт между умом и сердцем. Душевные терзания отражаются во внутренних монологах

Родиона, сказываются на поступках. В герое заложено чувство сострадания: он помогает деньгами Мармеладовым, пытается спасти пьяную девчонку от посягательств некоего господина.

В то же время он укоряет себя за малодушие, не желая признаваться в содеянном.

Описание внутренней борьбы преступника понадобилось автору для выражения основной идеи — неотвратимости покаяния и искупления греха через страдания. К покаянию студента подводит Соня Мармеладова и следователь Порфирий Петрович. Дознаватель воздействует логикой: он показывает несостоятельность теории Раскольникова, замечая, что тот «убил, да за честного человека себя почитает».

Соня — через христианскую мораль, она призывает «страдание принять и искупить себя им».

В эпилоге влюбленная в Раскольникова Соня отправляется за ним на сибирскую каторгу и уже там герой обретает прозрение. При этом нравственные муки Родиона завершаются. Ему долго предстоит томиться в неволе, но любовь Сони и надежды на светлое будущее поддерживают его дух.

Таким образом, на примере героя-преступника автор показал неприемлемость преступления сущностью самого человека. Лишь внутреннее покаяние и смирение способны привести человека к гармонии с миром и самим собой.




Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?