Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»?
Большое влияние на творчество М. Ю. Лермонтова оказала историческая эпоха, во время которой он формировался как поэт и творец. После восстания декабристов в России наступил период застоя общественной жизни, пора «безвременья». Поэт тонко чувствует ситуацию и тяжело переживает ее.
Отрадой для него является любовь к Родине и чувство патриотизма. Но это не показной патриотизм, Лермонтов любит Родину не слепо и бездумно, а видит всю тяжесть действительности: вокруг все «иль пусто, иль темно». Поэт создает образы положительных героев
Героический купец Калашников, российские солдаты, сражавшиеся с Наполеоном — вот настоящие образы, подтверждающие величие России и ее народа. Среди своих современников поэт подобных героев не видит. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова.
Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы, умеет отделить подлинный патриотизм от мнимого.
Любовь поэта к Родине огромна, но не слепа. Она идет от самого сердца. Картины природы, созданные Лермонтовым, остаются у нас в памяти навсегда.
Все, что укладывается
Тогда смиряются души моей тревоги, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога.
Вместе с лирическими и прекрасными картинами русской природы, Лермонтов объективно оценивал свою историческую эпоху, современную ему жизнь. По мере своего творческого развития мир романтической мечты уступал изображению реальной действительности. Все чаще в поэзии Лермонтова вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов XIX века.
Все, что создано поэтом за тринадцать лет творчества — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я…» или в стихотворном рассказе » Мцыри «, но и тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но — о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни…
Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось поэту, обречено пройти по жизни, не оставив следа в истории, вытеснила юношескую мечту о романтическом подвиге. Теперь Лермонтов жил и творил для того, чтобы сказать современному человеку правду о «плачевном состоянии» его духа и совести. И это был подвиг труднейший, нежели готовность во имя родины и свободы погибнуть на эшафоте.
С того момента, когда Лермонтов подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук убитого на дуэли Пушкина, он встал на его место, обращался к своим современникам, поднимал «вопрос о судьбе и нравах человеческой личности» и отвечал на него своим творчеством.
В стихотворении «Родина» поэт подводит итоги своим размышлениям о том, что есть для него любовь к родине. Эта любовь «странная», так как она объективная, сознательная, идет от самого сердца. Ведь любят, в общем-то, не за что-то, а чаще, даже вопреки чему-то.
Но я люблю-за что, не знаю сам…
В произведении «На смерть поэта», бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина, Лермонтов четко и ясно определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник и творец — не одинокий странник. Он болен проблемами своей страны и своего народа, он, как врач, делает больно и говорит горькую правду, чтобы потом наступило выздоровление. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями.
Он не приемлет литературу, стоящую обособленно от общественной жизни.
Великая человечность Лермонтова, пластичность его образов, его способность перевоплощаться в Печорина, Максима Максимовича, в Казбича, в Азамата, соединение простоты и возвышенности, естественности и оригинальности — это свойства не только произведений Лермонтова, но и его самого. И через всю жизнь мы проносим в душе образ этого человека — грустного, строгого, нежного, смелого, благородного, язвительного и мечтательного, наделенного могучими страстями, волей, проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано ушедшего.
Бессмертного и навсегда молодого.
Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к Родине «странной»?