В «Мастере и Маргарите» М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус.
Главы романа условно разделены на «московские» и «новозаветные». Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого к временам возрождения христианства. Чередование жизни в российской столице и событий, происходящих в древней Иудеи, являются особенностью произведения Булгакова.
Он сумел воссоединить в нем противоположности — философию и фантастику, фарс и трагедию, реализм и фантастику.
Мастер работает над романом об Иисусе и Понтии Пилате. Его сюжет мы видим через сны и видения поэта Ивана Бездомного. Далее Маргарита читает главы из написанного Мастером романа. Получается, что в одном романе Булгаков совместил два произведения: описание событий, происходящих вокруг Мастера и Маргарины в Москве, и перекликающуюся с ними историю о судьбе Иешуа.
Причем при описании глубокой древности стиль автора резко меняется: рассказ звучит торжественно и строго.
Булгаковских героев можно разделить на категории: москвичи олицетворяют земной мир, Воланд со своей эпатажной свитой — космический, а Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда и др. — библейский. Автор не случайно выбрал подобную художественную структуру: показывая разные миры, он указывал на разрыв между ними.
Живущие на Земле перестали думать о Боге и Вселенной. Мирская суета отодвинула на задний план вечные ценности. Мир утратил духовную цель и катится в пропасть.
Своим романом Булгаков делает предупреждение человечеству о негативных последствиях нарушения гармонии Света и Тьмы, человеческой нравственности и законов бытия.
Дайджест:
- План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении 1928-1940 лет. Известно шесть редакций произведения. Даже будучи тяжело больным, писатель вносил изменения в текст главнейшего романа своей жизни, диктуя их своей жене, которая была прототипом главной героини произведения. Впервые роман был напечатан лишь 1966 ... Читать далее...
- Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. История создания романа. 2. Структура произведения. 3. Исторические параллели в романе. Я сейчас весь под впечатлением от «Мастера и Маргариты». Это — огромное произведение исключительной художественной силы и глубины. Мне лично оно очень близко по своему духу. М. М. Бахтин «Во время болезни он мне диктовал и исправлял «Мастера и Маргариту», вещь, которую он ... Читать далее...
- Понтий Пилат в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. Пилат в разных литературных источниках. 2. Образ Пилата в романе Булгакова. 3. Наказание и прощение прокуратора. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. М. А. Булгаков Римский всадник, правитель Иудеи Понтий Пилат, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ... Читать далее...
- По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть 2В рассуждениях М. А. Булгакова о добре и зле, о лжи и истине немалую роль играют ершалаимские главы романа. Центральной фигурой в них является образ Христа, который желает добра даже своим мучителям. Однако наряду с душевной мягкотелостью Га-Ноцри демонстрирует и силу характера, и стойкость убеждений. Веря в природную доброту человека, он считает, что каждого ошибающегося ... Читать далее...
- Роман «Мастер и Маргарита» известнейшее произведение БулгаковаРоман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — известнейшее произведение автора, оно по праву относится к классике русской литературы. В нем отражается многогранность души, показана сущность человеческой натуры во всех ее проявлениях. Особенностью романа можно назвать то, что на протяжении всего времени читатель находит в нем переплетение двух тонких параллелей прошлого и нынешнего времени. Так, Булгаков ... Читать далее...
- Как в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок»?Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция ... Читать далее...
- Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Тема добра и зла волновала многих замечательных писателей во все времена. Недаром Ф. М. Достоевский писал в романе «Преступление и наказание» о том, что мы перестаем видеть грань между хорошим и плохим. Как же относился к этому М. Булгаков? Спустя двадцать пять лет после его смерти, где-то с середины шестидесятых годов начали активно публиковать его ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Иешуа Га-Ноцри по роману Мастер и МаргаритаИешуа Га-Ноцри — главный герой романа, созданного Мастером. В лице этого героя Булгаков хотел изобразить библейского Иисуса Христа. Иешуа, подобно Иисусу, был предан Иудой и распят на кресте. Однако при этом автор в своем романе указывает на существенные различия между Христом и своим персонажем. В образе Иешуа отсутствует мистицизм. Он изображен, как совершенно обычный человек, ... Читать далее...
- Главный роман Булгакова «Мастер и Маргарита»В тридцатые годы XX века Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над своей главной книгой, книгой жизни — «Мастером и Маргаритой». Он обогатил литературу советского периода феноменальным произведением, которое до сих пор вызывает столько споров и разногласий. Для меня, на-пример, это первая книга, о которой я слышу такое количество противоречивых отзывов. В «Мастере и Маргарите» использован ... Читать далее...
- Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита — Сочинение о трусости Понтия Пилата и наказании за нее —Подготовка к ЕГЭ: Понтий Пилат в романе «Мастер и Маргарита». Сочинение о трусости Понтия Пилата и наказании за нее. В романе «Мастер и Маргарита» прокуратор Иудеи Понтий Пилат становится главным персонажем рассказа Воланда о смысле бытия. Булгаков поднимает тему раскаяния и душевных мук Понтия Пилата за предательство бродячего философа Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат проявляет трусость ... Читать далее...
- Судьба писателя и его творения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. Многоплановость произведения. 2. Евангельские мотивы. 3. Неразрывность добра и зла. 4. Общечеловеческие ценности романа. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? М. А. Булгаков М. А. Булгаков — величайший русский писатель с очень и очень непростой литературной судьбой. Так сложилось, что большая часть его произведений стали известны читателям только после смерти ... Читать далее...
- На тему: Художественное мастерство Булгакова в романе Мастер и Маргарита, БулгаковХудожественное мастерство Булгакова Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете произведения переплетаются два мира: древний Ершалаим и современная Москва. В первом развертывается сюжет о Христе и прокураторе Пилате, а во втором история Мастера и Маргариты. О том времени, в котором ... Читать далее...
- Планы сочинений по теме: О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Что вы знаете об истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? За написание романа автор взялся в 1928 году, когда переживал сложный период, связанный со всесторонними нападками на его пьесы, роман «Белая гвардия», сатирические произведения. В первом варианте не было ни Мастера, ни Маргариты. Дьявол появлялся в Москве сам. В разговоре с литераторами он ... Читать далее...
- Борьба добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»— Так кто ж ты, наконец? Я — часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо. Гете Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока живы дух и сознание человека, эти силы будут бороться друг с другом, добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Роман М. А. Булгакова «Мастер ... Читать далее...
- На тему: Образ Понтия Пилата в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман «Мастер и Маргарита» — главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Число жанровых определений булгаковско-го романа велико: сатирико-философский, фантастический, философский роман, роман-мистерия, роман-притча, лирико-сатирико-философский роман… С появлением дьявола в романе начинает звучать одна из главных философских тем — тема свободы человека и его личной ответственности за нравственный выбор, который он ... Читать далее...
- На тему: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и ... Читать далее...
- Образ Понтия Пилата: наказание за трусость (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. Место романа в творчестве писателя. 2. Образ Понтия Пилата. 3. Преступление и муки совести. 4. Образ Мастера. 5. Воздаяние. Трусость — мать жестокости. М. де Монтень Роман «Мастер и Маргарита» стал венцом творчества М. А. Булгакова. Это произведение дошло до читателей много лет спустя после смерти автора. Его можно с полным правом назвать уникальным ... Читать далее...
- Образ времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман Михаила Булгакова настолько своеобразен, что к нему можно обращаться снова и снова. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм — многие литературные приемы использованы талантливым писателем и вполне уместны, так как дополняют силу воздействия авторского материала на читателя. Кроме всего прочего, роман активно использует ... Читать далее...
- Философская проблематика романа «Мастер и Маргарита» Булгакова М. АСледы исчезнут поколений, Ho жив талант, бессмертен гений. Ф. Н. Глинка Роман Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, ... Читать далее...
- Мастер и его ученик в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»«Мастер и Маргарита»- нравственно-философский сатирический роман М. А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и бессмертии и о любви. Два повествования, «роман в романе», объединены одной идеей — поиск истины и борьба за нее. Мастера озарил свет истины, и он создал свой ... Читать далее...
- Художественное мастерство Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита»Рукописи не горят! М. Булгаков С необыкновенным интересом читается роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». По-моему, это гениальное произведение. Сначала меня поразило то, что писатель создавал его в течение двенадцати лет, с тысяча девятьсот двадцать восьмого по тысяча девятьсот сороковой год. А потом я поняла, что для такого творения, каким является это бессмертное произведение, этот ... Читать далее...
- Фантастический реализм в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. Роман М. А. Булгакова — уникальное произведение русского реализма. 2. Сочетание реальности и фантастики в романе. 3. Нравственно-философский смысл романа. М. А. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского ... Читать далее...
- «Мастер и Маргарита», как двойной романМ. А. Булгаков — сын профессора Киевской Духовной академии. Его семья была насквозь интеллигентной и набожной. Родители Михаила жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви. Практически каждое воскресение и по христианским праздникам они бывали в ней. Поэтому М. Булгакову были с детства знакомы христианские догмы и евангельские истории. На протяжении всего своего жизненного пути ... Читать далее...
- Личность и толпа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен. В роли яркой личности выступает Мастер, отважившийся во времена интенсивной антирелигиозной пропаганды написать роман на библейскую тему о Понтии Пилате. Мастер отличается от прочих своих современников тем, что не пытается заигрывать ... Читать далее...
- Образ Иешуа Га-Ноцри в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»1. Лучшее произведение Булгакова. 2. Глубокий замысел писателя. 3. Сложный образ Иешуа Га-Ноцри. 4. Причина смерти героя. 5. Бессердечность и равнодушие людей. 6. Соглашение между светом и тьмой. По мнению литературоведов и самого М. А. Булгакова, «Мастер и Маргарита» является его итоговым произведением. Умирая от тяжелой болезни, писатель говорил своей жене: «Может быть, это и ... Читать далее...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. АОбыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. ... Читать далее...
- В чем состояло наказание Понтия Пилата? по роману Мастер и МаргаритаСюжет «романа в романе», автором которого был Мастер, составляла история Иешуа и Понтия Пилата. М. А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» высказал личную версию библейских событий. Библейская версия и версия автора отличаются: в романе описана сцена допроса Иешуа — Христа — Пилатом, а также сцена казни. Образ Понтия Пилата для Булгакова ничуть не ... Читать далее...
- Проблема поиска истины в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова М. АБез истории трудно жить. А. Платонов Есть писатели, в мир книг которых входишь легко, «без приглашения». Среди таких художников слова можно выделить Пушкина, Есенина, Тургенева. А есть такие, чьи книги читать совсем не просто, для них нужен особенный настрой и даже предварительная подготовка. Для меня таким писателем явился М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита», ... Читать далее...
- Временные пространства в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и знал, что жизнь одно и после смерти нет ничего. Родители мои атеисты, и все эти паранормальные, чудесные явления для них — сказки с эффектом дурачества. Реальная жизнь — это то, что есть, а все другое ... Читать далее...
- Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со вставной новеллой о Христе и Пилате. Изменялись и варианты названий романа: «Большой канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В…», «Гастроли Воланда» и др. В 1931 -1932 годах в ... Читать далее...
Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»? по роману Мастер и Маргарита