Почему мещанство — большое зло? Ионыч
Подумайте, в чем «Ионыч» может служить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — большое зло» ?
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» представлена типичная картина обывательской жизни маленького городка, с ее однообразием и скукой. Своеобразным «культурным центром» является здесь дом Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, привычки, внутренний мир этих персонажей, мы видим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди.
Под губительное влияние этой среды попадает и чеховский герой,
Чехов описывает нам семейство Туркиных: Иван Петрович устраивает любительские спектакли, жена его, Вера Иосифовна, пишет повести и романы, дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, играет на рояле. И здесь автор с иронией замечает: «Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант».
Этой сценой автор показывает читателю, что семья Туркиных не обладает никакими талантами в реальности. Это заурядные люди, заполняющие жизнь пошлым времяпрепровождением. Игра Котика на пианино, в сущности, бездарна. Она напоминает
В дальнейшем же все это кажется глупым, бездарным, пустым. Это и есть та самая мещанская жизнь, лишенная высокой цели, смысла, каких бы то ни было ярких событий.
Авторская позиция четко выражена. Вера Иосифовна читает свой роман, Чехов умышленно снижает значение этой сцены, обрамляя ее стуком ножей на кухне и запахом жареного лука. Также отметим прием антитезы, примененный автором. В романе — «мороз крепчал», в жизни же — теплый летний вечер.
В книге звучит история романтической любви, в жизни — песня «Лучинушка». И автор замечает, что песня «передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».
В доме Туркиных все подчинено установленному распорядку, все действия его обитателей давно отрепетированы, просчитаны, нарочито эффектны. И вот свежий человек, попадая в эту атмосферу, сам не замечает, как оказывается во власти ее. И это бездарное, пошлое существование постепенно засасывает Старцева. Он становится своим человеком не только в семействе Туркиных, но и в городе. Его по-родственному называют Ионыч.
Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он перестал быть человеком, превратился в «языческого бога», в Ионыча.
Таким образом, «мещанство — большое зло», по мысли А. П. Чехова. Это среда, способная погубить талантливую, мыслящую личность, и человек должен иметь силы, волю, характер, чтобы противостоять этому злу.
Почему мещанство — большое зло? Ионыч