Почему мещанство — большое зло? Ионыч

Подумайте, в чем «Ионыч» может служить иллюстрацией к высказыванию А. П. Чехова о том, что «мещанство — боль­шое зло» ?

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» представлена типичная картина обывательской жизни маленького городка, с ее од­нообразием и скукой. Своеобразным «культурным центром» является здесь дом Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, привычки, внутренний мир этих персонажей, мы ви­дим, что на самом деле это мелкие, ограниченные, пошлые люди.

Под губительное влияние этой среды попадает и чехов­ский герой,

постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

Чехов описывает нам семейство Туркиных: Иван Петро­вич устраивает любительские спектакли, жена его, Вера Иоси­фовна, пишет повести и романы, дочь Туркиных, Екатерина Ивановна, играет на рояле. И здесь автор с иронией замечает: «Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант».

Этой сценой автор показывает читателю, что семья Турки­ных не обладает никакими талантами в реальности. Это зау­рядные люди, заполняющие жизнь пошлым времяпрепровож­дением. Игра Котика на пианино, в сущности, бездарна. Она напоминает

Старцеву грохот камней. Анекдоты, шарады, осо­бый язык Ивана Петровича, кривлянье лакея Павлуши — все это кажется забавным лишь поначалу.

В дальнейшем же все это кажется глупым, бездарным, пустым. Это и есть та самая мещанская жизнь, лишенная высокой цели, смысла, каких бы то ни было ярких событий.

Авторская позиция четко выражена. Вера Иосифовна читает свой роман, Чехов умышленно снижает зна­чение этой сцены, обрамляя ее стуком ножей на кухне и запа­хом жареного лука. Также отметим прием антитезы, применен­ный автором. В романе — «мороз крепчал», в жизни же — теп­лый летний вечер.

В книге звучит история романтической любви, в жизни — песня «Лучинушка». И автор замечает, что песня «передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».

В доме Туркиных все подчинено установленному распоряд­ку, все действия его обитателей давно отрепетированы, про­считаны, нарочито эффектны. И вот свежий человек, попа­дая в эту атмосферу, сам не замечает, как оказывается во вла­сти ее. И это бездарное, пошлое существование постепенно засасывает Старцева. Он становится своим человеком не толь­ко в семействе Туркиных, но и в городе. Его по-родственному называют Ионыч.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он перестал быть человеком, превратился в «языческого бога», в Ионыча.

Таким образом, «мещанство — большое зло», по мысли А. П. Чехова. Это среда, способная погубить талантливую, мыслящую личность, и человек должен иметь силы, волю, ха­рактер, чтобы противостоять этому злу.




Почему мещанство — большое зло? Ионыч