Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»

Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитан­ская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изо­бражено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.

Время восстания Пугачева четко опре­делено историками и затем воспроизведе­но Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «Исто­рия Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всег­да подобны друг другу: это усиление труд­ностей жизни народа, которые

вызывают­ся и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями.

Пушкин вводит читателя в события XVIII века.

Время создания повести и историческо­го труда можно охарактеризовать, обра­щаясь к страницам жизни Пушкина. Те­ма властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправ­ляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем.

В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 го­дах идет работа над «Капитанской доч­кой». Тема народного восстания парал­лельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский»

.

Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события ха­рактерны для того года, когда вы отвечае­те на вопрос.

Назовите произведения, созданные Пушки­ным на исторические сюжеты. Определите их жан­ры. Попытайтесь обосновать авторский выбор жанра.

Круг событий истории, которые привле­кали Пушкина, велик. В его творчестве нет периода, когда бы темы родной исто­рии не волновали его как автора. Перед ним стояла и проблема выбора жанра. Очень подробно этот вопрос рассматрива­ют, когда читают «Капитанскую дочку».

То, что, изучая материалы восстания Пу­гачева, Пушкин сначала создал историче­ский труд, обычно запоминается. Истори­ческий труд и повесть резко различаются: «История Пугачева» не относится к худо­жественной литературе.

Пушкин посвящал исторической тема­тике многочисленные произведения раз­личных жанров эпоса, лирики и драмы. Он создавал повести и рассказы, которые рисовали XVIII век, поэмы, стихотворе­ния и драмы, которые доносили до чита­теля иные эпохи. Так, например, «Мед­ный всадник» и «Полтава» доносят до чи­тателя конкретную эпоху и помогают понять отношение поэта к своим героям и изображенным событиям.

Именно обра­щение к лиро-эпическому жанру помогает сочетать убедительную информацию о времени и эмоциональность повествова­ния о его героях и событиях.

События «Песни про… купца Калашникова» Лермонтова и «Тараса Бульбы» Гоголя происходят примерно в одно историческое время. Вспоминали ли вы про это, когда знакомились с текстами произведений, или об этом вы даже и не задумывались? Ответ обоснуйте.

Вы знаете, что события этих произведе­ний относятся примерно к одному време­ни — XVI-XVII векам. Но это обсто­ятельство быстро забывается, поскольку сюжеты произведений развертываются в разных местах и не включают никаких общих исторических фигур. В памяти ос­тается общее представление о средневе­ковье с его бытом, нравами, системой от­ношений.

Однако ощущение встречи с ге­роическим временем сохраняется прочно, поскольку перед нами проходят героиче­ские судьбы и сильные характеры.

В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… купца Калашникова» и в произведениях А. К. Толс­того «Василий Шибанов» и «Князь Серебряный» один из героев — Иван Грозный. Попробуйте со­здать собирательный образ царя или указать на различия в его характеристике.

В этих трех произведениях Иван IV — грозный и жестокий царь. Но все же при общей характеристике и оценке образ, ко­торый создается у читателя, различен. В «Песне…» Лермонтова Иван Грозный показывает лишь свою приязнь к оприч­нине, в «Василии Шибанове» — жесто­кость, в «Князе Серебряном» дается более обстоятельная характеристика царя, по­казано, как он меняется со временем и как нарастают в его характере зловещие черты деспота и самодура.

Какое из прочитанных в 8 классе произве­дений произвело на вас наибольшее впечатление? Напишите отзыв.

Выбирая произведение, которое более всего запомнилось, часто называют боль­шие по объему произведения: романы, по­вести. В учебнике-хрестоматии этого года названы не только те произведения, текст которых в них приведен, но и те, которые вы могли прочесть самостоятельно. Одна­ко, хотя «Три мушкетера» всегда активно читаются, все же самое прочное впечатле­ние производят на большинство учеников «Капитанская дочка» и «Василий Шиба­нов».

Но всегда есть и сторонники «Тара­са Бульбы» и «Песни о вещем Олеге». Вот отзыв на это небольшое стихотворение.

Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»

Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле­тописью. Сама легенда о его гибели по­этична и загадочна. Когда же о ней рас­сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо­кой поэзии.

Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.




Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»