Почему мы чествуем Лермонтова?
Потому, что М. Ю. Лермонтов — великий русский поэт, давший, несмотря на свою краткую жизнь, все же очень многое в сокровищницу русский культуры.
Лермонтов — всероссийский поэт, но чествование в общероссийском масштабе великих людей прошлого приурочивается обычно к определенным юбилеям: 50, 75, 100-летие, 200-летие со дня смерти или рождения и т. п.
Пятигорье же связано с Лермонтовым более тесно, чем какая-либо другая местность, и потому более других обязано чествованием поэта.
Мы принимаем даже прежнюю традицию: ежегодное чествование
Пятигорск имеет лермонтовскую усадьбу, приведенную ныне русскими органами в такое хорошее состояние, в каком она никогда не была, и это мы должны отметить в нынешний год, связав с чествованием Лермонтова.
Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт
Что такое поэт? А вот что: в жизни
Складная, стиховая речь лучше запоминается, а образные сравнения событий или явлений с какой-либо знакомой, яркой картиной еще лучше способствуют этому.
С незапамятных времен народ привержен к поэзии. Некогда слагались им былины о богатырях, пелись песни о лучинушке, «не белы снеги», «подуй-подуй погодушка» или о гетманстве, о невольниках-пленниках турецкого султана — вообще те или другие свои переживания или события в своей жизни народ излагал в стихах и песнях, в складной речи, сопровождая ее красочными сравнениями. Например, «калину с малиной вода поняла, а меня на ту пору матушка замуж отдала» или «мать плачет, что река льется; жена плачет, что роса падет; солнышко взойдет, росу высушит».
Нет надобности приводить дальше эти примеры: народная поэзия слишком хорошо известна самому народу.
Вообще поэзия в жизни народов занимает видное место. Наряду с устной народной поэзией укрепилась поэзия писанная, литературная. Поэты пишут, то призывая на бой с врагами, то бичуя общественные пороки и недостатки, то ставя перед людьми новые задачи, указывая, как надо жить.
И нужно поэтам обладать особой одаренностью, особым зорким взглядом, чтобы подметить главное направление в людской жизни, нужно владеть в большой степени искусством писания, чтобы понятно, красочно и живо изложить в словах-стихах свои мысли. И вот особо одаренных людей, кто все это особо хорошо умеет делать, мы и называем великими поэтами. М. Ю. Лермонтов начал писать стихи еще в детстве, с 12 лет.
Он прожил всего 27 лет и за свою короткую жизнь написал так много хороших поэтических произведений, поставил свое имя в первом ряду русских писателей и поэтов, что мы вправе называть его особо одаренным, талантливым человеком.
О чем же Лермонтов писал, какие темы брал для своих произведений?
Поэт-бунтарь — вот первое и главное определение содержания поэзии Лермонтова. Когда жил Лермонтов, время было глухое, безотрадное. Над всем человеческим обществом и над каждым человеком в отдельности господствовали правила церковные, порядки жестокого самодержавия. Личность человеческая была угнетенной и бесправной; всюду, не только в России, но и в остальной Европе, ее принижало государство и церковь, торжествовавшие тогда беспредельно. За свободу личности, против государства и Бога поднял сначала свой протестующий голос германский поэт Шиллер: поэзия его находилась в связи с назревавшим тогда движением против феодального общества с господством дворян и духовенства, и когда разразилась Великая французская революция 1789 года, революционеры предложили Шиллеру звание почетного гражданина французской республики.
Другой, еще более знаменитый, германский поет Гете в своих первоначальных произведениях бурно восставал против угнетения личности. Тот же великий спор человека с землей и небом за свою свободу проходил в произведениях английского поэта Байрона. И наш Лермонтов в поэмах «Мцыри», «Демон», «Измаил-Бей» и ряде других стихотворений спорит за право личности против государственного и общественно-церковного порабощения ее, восставая против привычных, обычных для того времени правил.
Лермонтов — натура бурная, протестующая, «он, мятежный, просит бури», но тогда было время, когда всякие «бури» беспощадно и свирепо развеивались реакцией, особенно ставшей сильной после восстановления монархической власти во Франции. Тогда поэты, выходцы из дворянской среды, не находили, на кого опереться, — не видели общественной силы, с которой могли бы связать свою жизнь и творчество. Рабочий класс только зарождался, а в России его почти совсем не было, если не считать рабочих-крепостных на уральских заводах и в некоторых других местах.
Точно так же и буржуазия в то время не проявляла деятельности; дворянство же, хотя и господствовало, но уже гнило, вырождалось.
И поэты впали в «безвременье», запели о «мировой скорби». Начали выводить людей с сильными характерами, пылкими, кипучими страстями, но засохшими под влиянием жизненных неудач; сильные умы, не известно к чему стремящиеся, непонятные, неразгаданные людьми герои, которые при благоприятных обстоятельствах много могли бы сделать для людей, но в «безвременье» осуждены на бесплодную жизнь, на жалобы на людей, на бичевание непорядков и т. п.
Лермонтов полно и верно изобразил в своих произведениях этот тогдашний быт современного ему общества, во многих произведениях, но главным образом в романе «Герой нашего времени».
Вот, как бытописатель замечателен Лермонтов.
Все произведения Лермонтова написаны прекрасным русским языком. Писать хорошо — вовсе не легкая вещь, а особенно писать в стихах. Требуется большое знание русского языка, его оборотов, его красот; так все это использовать, чтобы читатель понял мысль автора, и в то же время мысль эта была бы облечена в художественную образную, красивую форму.
Много лет спустя после смерти Лермонтова появилось в печати стихотворение, написанное им перед отъездом на Кавказ в 1841 году, в котором поэт, прощаясь с «не-мытой Россией», называет ее «страной рабов, страной господ», прохватывает далее ненавистные всем свободомыслящим жандармские голубые мундиры: «И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». На Кавказе гонимый поэт думал укрыться от их, то есть жандармских, «всеслышащих ушей, всевидящих глаз».
Историю и судьбу свою Лермонтов красочно изобразил в стихотворении «Пророк» словами: «Смотрите, вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами». И действительно, в так называемых «великосветских» кругах Лермонтов за то, что бросал луч света на окружавший его мрак тогдашней действительности и разоблачал двигавшиеся в этом мраке силы, пользовался нелюбовью. Не даром, по свидетельству составителя биографии Лермонтова Васильчикова, известие о смерти вызвало в качестве надгробного слова у одного «высокопоставленного» лица восклицание: «Туда ему и дорога!».
Певец свободы и простора, энтузиазма и бурь, Лермонтов вечен.
Поэзия Лермонтова к концу его жизни освобождается от печати безнадежности и оперного блеска романтических красот. Сбылись пожелания, выраженные им самим устами «читателя» в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» словами: «Когда же на Руси бесплодной, расставшись с ложной мишурой, мысль обретет язык простой, и страсти — голос благородный».
Политические отголоски тяжелой атмосферы государственной жизни России за вторую четверть XIX столетия мы находим ясно выраженными в поэзии незабвенного М. Ю. Лермонтова. Эту сгущенную атмосферу Лермонтов старался разряжать, и в этом его заслуга перед трудовым народом, и в истории революционного движения в России для Лермонтова должно найтись местечко.
Почему мы чествуем Лермонтова?