ПОЧЕМУ РОМАНЫ ДОСТОЕВСКОГО ОКАЗАЛИСЬ АКТУАЛЬНЫМИ СЕГОДНЯ

На мой взгляд, романы Ф. М. Достоевского актуальны, современны для моей эпохи, для любого времени, ибо проблемы, поднятые в них, вечны. Все непостоянное, мелкое, нетвердое уходит со временем в небытие, теряется, но великое остается в вечности, и все миросозерцание Достоевского есть часть этой вечности, ее мудрая глубина… Достоевского интересовал дух человека, ибо человек был для него существом духовным с целостным и многоликим миром, глубина которого никогда не может быть познана и рационализирована до конца.

Тайна человека остается всегда

неразгаданной, самая сердцевина его духовного мира — нетронутой.

Достоевский, исследуя человеческую природу, проникает в ее нежную, незримую, бестелесную тонкую материю так глубоко, что в душе возникает невольно странное, щемящее, неясное чувство — ощущение тревоги. Глубина и зовет, и пугает.

Бездонность, неизвестность, безграничность всегда влекут, но эта неизвестность по-своему страшна. Человеку легче пребывать в неведении, на поверхности своего мира, чем постигнуть нечто тяжелое, сумрачное, давящее. Но для движения к высоте Добра человеку необходимо осознать глубину своего падения, как и для преодоления

зла необходимо погрузиться в небо, впустить его в сердце. Путь к возвышению, путь духовного роста лежит через страдания — это крестный путь, но он должен быть до конца пройден человеком, ибо это есть своеобразный долг человека перед Творцом — через падения, через грех, через муки, через покаяние обратиться к Богу, принять его в себя и свершать акты творчества, созидать новую жизнь, чтобы напоминать людям, потерявшим духовные связи с Богом, о Его присутствии в их заблудших сердцах.

В Добре есть простота, красота, величие; Божий дух несомненен, в нем нет и не может быть противоречий — все противоречия исходят от человека — противоречия человеческой природы, терзающие, мучающие, причиняющие боль и страдания. Безысходность может быть только в человеческом мире; в Божественном есть прорыв в бесконечность.

Вера в Божественное всегда есть выход из мрака, поглотившего человека. Достоевского интересовали эти связи Божественного и земного, пути к возрождению, пути к спасению человека, но через открытие Божественной нити в душе, отпадение от Бога, отступление от веры и возвращение к ней через постижение высоты неба и глубины собственного падения. Божественное и земное — два полюса в душе человека.

В человеке есть мрак, давящий мрак, удушающий, но есть и свет, и Достоевский верил в силу этого света; в человеке живет и Бог, и дьявол, дьявол — сила земного, сила отягощающего душу мрака. И неправильно полагать, что природа человеческая низка и ничтожна, извращена и слаба, — на этом утверждении строится вся диалектика Великого инквизитора. Если бы люди открылись Богу, если бы почувствовали Его присутствие в их томящихся, заблудших сердцах и следовали бы слову Его, то и мир бы людской стал чище, яснее.

Зло никогда не искоренится из этого мира — его корни слишком глубоки, но духовное в человеке будет противиться злу, Бог не оставит человека, если тот примет Его, если вопьет Его Дух…

Мрак порождает только мрак, насилие ведет к еще большей крови, бездна поглощает. Человек, отвернувшийся от Бога, теряет дар творчества, его искаженное сознание производит только искривленные, болезненные, смутные формы. И вся диалектика Великого инквизитора находит здесь свое начало и конец: бунт Инквизитора против Бога привел к истреблению свободы, к утрате истинного духовного стержня, который подменили ложным. Зло явилось в обличье добра, человек, не имеющий Бога в душе, пришел «со словом Божьим на устах», и тем страшнее подобное зло, что оно творится без Бога, но от имени Его.

Ложь, страшную ложь, трудно разглядеть человеку, сбившемуся с пути.

Но сердце, связанное с Богом, порывающееся в небо, сможет распознать подмену, ощутить чудовищную суть этой чудовищной лжи. Человек не может жить без неба. Такова его природа — «убийство Бога есть убийство человека».

И давно бы уже не было мира человеческого, если б не жил в душах людских Бог. Когда человек теряет Бога, он оказывается перед бездной.

Безбожий мир страшен, он сам истребляет, разрушает, размалывает себя. Мир стал жесток, мир захлебнулся в крови, человечество утратило способность тонко чувствовать; что-то грубое, кричащее, дерзкое ворвалось в нашу жизнь, вторглось в наши души — наше сокровенное человечество стало безумно.

И бунт Ивана Карамазова есть восстание в человеке божеского начала, протестующего против зла и жестокости этого созданного Богом немилосердного мира, заставляющего страдать даже такое безвинное, девственно-чистое существо, как ребенок. «…Я не Бога не принимаю, пойми ты, — я мира, мира, им созданного, не принимаю… » Если человечество не вспомнит Бога, нас ждет еще большая кровь, еще большие страдания. Россия на перепутье… И дай Бог, чтобы люди обратились к тому свету, что есть в их душах, к свету, который бессмертен, ибо связан с бесконечным, к свету, в который так верил Достоевский!..

Каждое время раскрывает проблемы жизни по-своему, с только ему присущей окраской. Каждая эпоха воспринимает все не так, как предыдущие, и не так, как воспримут последующие. Все мы в круговороте собственной жизни иногда забываем о таких незыблемых жизненных ценностях, как нравственность, честь и долг. И только такие великие писатели, как Ф.

М. Достоевский, помогают нам вспомнить об этом. В нашем, двадцатом веке властвуют деньги. За деньги можно купить все: славу, известность, могущество, уважение, и даже люди покупаются за деньги. Да, богатым, а следовательно, и могущественным можно все.

Можно убивать, грабить, совершать насилие, но при этом оставаться безнаказанным.

Так и Родион Раскольников считал, что великие люди могут совершить преступление, но это будет всего лишь шаг на пути к великим делам. И сам он решил стать властелином над людьми, а для этого убил процентщицу Алену Ивановну. Могут ли деньги и могущество позволить человеку безнаказанно убивать?

Вот главный актуальный вопрос, который в наши дни остается опять без ответа. Кроме этой проблемы Достоевский показывает бедных, несчастных людей, которых жизнь толкает на безнравственные поступки. Сонечка пошла на панель, чтобы прокормить мачеху и своих близких.

А что толкнуло Алену Ивановну заняться таким грязным делом. Неужели хорошая жизнь?! А сколько таких примеров в нашей жизни.

Один, два? Нет, мы просто перестали уже на это обращать внимание, потому что их миллионы! Люди не могут заработать на жизнь честным трудом, и что же им остается делать?

Умирать с голоду? И вот тут встает вопрос, который в свою очередь поставил в своем романе Ф. М.

Достоевский: «Сохранить чистоту души или выбрать достаток безнравственным путем?» Ведь кристальной душой не прокормишь голодных детей, не поможешь мужу спастись от алкоголизма и не вылечишься от чахотки. Каждый человек сам выбирает свой путь в силу своих убеждений, воспитания и влияния среды, в которой он живет. Недавно я ходила в Московский художественный театр имени А.

П. Чехова и смотрела спектакль «Преступление и наказание», который явился премьерой сезона. Театр взял на себя важную задачу просвещать молодежь. Спектакль был поставлен для того, чтобы юное поколение могло хотя бы иметь представление о том, какие проблемы являются вечными в нашей жизни и переходят из поколения в поколение.

Во МХАТе всегда очень хорошее музыкальное оформление и декорации. Это, конечно же, имеет очень большое значение. Главное, я увидела в истинном свете, в какую пропасть упал Раскольников.

Он страдал, мучался и чуть не сошел с ума.

Но ведь даже такое испытание, как каторга, не поколебали его уверенности в том, что великие люди имеют право на безнаказанное убийство. Он продолжал считать, что убил всего лишь «вошь», ничтожное существо. А ведь если подумать, то каким жалким предстает перед нами Раскольников.

Он сам нам кажется «вошью». И все такие: маленькие, ничтожные людишки.

Значит, мы не имеем права жить?




ПОЧЕМУ РОМАНЫ ДОСТОЕВСКОГО ОКАЗАЛИСЬ АКТУАЛЬНЫМИ СЕГОДНЯ