Почему события пьесы Гроза происходят в вымышленном городе
Почему события в пьесе А. Н. Островского «Гроза» происходят в вымышленном городе, собирательном образе провинциальной России?
Теме русского купечества А. Н. Островский посвятил значительное число своих пьес. «Свои люди — сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» — эти произведения вошли в золотой фонд отечественной литературы и были включены в репертуар русского национально театра.
Однако основные черты российского купечества менялись с течением жизни. Так, это сословие в драме «Гроза» представляют люди малообразованные,
В пьесе «Бесприданница» Кнуров и Вожеватов, первые лица в городе Бряхимове и богатейшие купцы, — люди достаточно образованные, здравомыслящие, идущие в ногу со временем. В их образах на первом плане просматривается трезвый расчет, холодный, аналитический ум и циничное, без сантиментов, отношение к жизни, что в целом отличало человека европейского склада. Изменяется и нравственный облик купечества.
Следование европейской моде, показная роскошь быта, приверженность
Но нужно помнить, что пьеса «Бесприданница» создана драматургом в конце 1870-х годов, когда русское купечество, нажив огромные капиталы в финансово-промышленной сфере, начинает занимать ведущие позиции в русской экономической и политической жизни.
А драма «Гроза», написанная двадцатью годами ранее, показывает купечество более патриархальным, живущим по законам провинциальной жизни в бесчисленных маленьких городах, расположенных на берегах великой реки Волги.
Какую же роль в изображенных событиях играет город Калинов?
Он типичен, этот город; в нем черты многих городов и селений, составляющих пеструю картину русской национальной жизни. Той жизни, в которой зримо просматривается народный уклад.
Образ жизни населяющих Калинов людей, которые представляли купеческое и мещанское сословия, круг их понятий, верований характеризовали их как нельзя лучше. Но с какой стороны? Их религиозность сочеталась с самыми грубыми суевериями; показная святость и ханжество — с деспотизмом и насилием в семье. На этих началах построены семьи Дикого и Кабановой.
Об этом подробно говорит Кулигин в своих монологах.
Марфа Игнатьевна и Савел Прокофьевич — из богатого купеческого сословия; они благодаря своим капиталам именитые, уважаемые люди, первые лица в городе. При этом они уверены, что их власть, их главенство в семье должны оставаться незыблемыми, авторитет непререкаемым, а молодые члены семьи, покорные и бессловесные, должны находиться в полном им повиновении. На таких началах, по законам домостроевской старины, строились семьи в малообразованной среде и купечества, и мещанского сословия, и крестьянства.
Но недостаток просвещения восполнялся многими иными жизненными моментами, в которых были своя поэзия и привлекательность. Красота природы, величественный образ могучей реки Волги, ощущение простора при виде необозримых далей — все это радует и вдохновляет и Кулигина, и Катерину. Не случайно главной героине, в ее любовном порыве, так хочется «кататься по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись».
Летние грозы, омывающие город в жару, так щедры, так благодатны. Они тоже привносят очищающее, свежее дыхание в жизнь города, радуют людей.
Чинные прогулки семей по берегу Волги в общественном саду, когда люди идут и себя показать, и на других посмотреть, тоже в большой чести.
И церковные богослужения, собирающие обывателей в храме, и даже нелепые россказни странниц и богомолок, которые посещают богатые дома в поисках приюта, — все это так вписывается в быт, мышление, понятия об окружающем мире жителей небольших провинциальных городов. Таких городов, как Калинов, описанный великим драматургом Островским в его замечательной пьесе.
Почему события пьесы Гроза происходят в вымышленном городе