Почему в романе Герой нашего времени события не по порядку
Почему в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» события изображены не в хронологической последовательности?
Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — социально-психологический роман.
Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими поступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщенные черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности
Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений.
Сильные чувства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.
Почему же в романе «Герой нашего времени» события изображены не в хронологической последовательности?
Прежде всего потому, что этот метод создает ощущение некой тайны, недосказанности в характеристике
А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина последовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.
В главе «Бэла» читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нем Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непредсказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содержании романа. В главе «Максим Максимыч» читатель видит Печорина вживую и составляет свое мнение о нем. Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклонностях его характера, и о его волевых качествах.
Но при этом холодность и равнодушие «странствующего офицера», проявленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.
В главах «Тамань» и «Княжна Мэри» Печорин изображен через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник — это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и дается им оценка.
Мы узнаем о том, что в центре жизненных интересов героя — его собственная личность, его «эго». Остальные герои романа — это «другие», которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.
Печорин признается себе, что в нем два человека: один совершает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он приносит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих «других» он не виноват.
Но в его подсознании таится мысль о том, что нет — виноват!
По этой причине он «засмеялся» после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу». У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова обиженному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чье сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около павшего коня.
Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать «предназначению высокому» и плодотворно тратить «силы необъятные», которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы состояться как выдающаяся личность, им не найдено.
Поэтому критик Белинский назвал его «страдающим эгоистом».
И, наконец, завершает характеристику Печорина глава «Фаталист», где на серьезном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределенных свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейнохудожественных позиций предстает перед нами история жизни Печорина, «героя» русской действительности 1830-1840-х гг.
Таким образом, «странная» композиция не разрушила художественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.
Почему в романе Герой нашего времени события не по порядку