Почему японцы считают священным самурайский меч?

Произведение-исследование. «Душой самурая был меч, смыслом жизни — смерть, главным жизненным принципом — честь, профессией — война, постоянным занятием — военные искусства, отдыхом — утонченная словесность и живопись». Это слова из самурайского эпоса.

Меч для японца стоит даже впереди жизни, чести. Но почему именно в Японии, как нигде в мире обожествляли эту заточенную полосу железа?

Попробуем разобраться.

По пересказам богиня солнца, Аматерасу, которая считается родоначальницей японской императорской династии

и всего японского народа, послала своего внука Ниниги-но-микото с неба царствовать на Земле. Посылая его, Аматера вручила ему три предмета, три священные сокровищ, чтобы никто не сомневался в его божественном происхождении:

1. Ята-но кагами — зеркало больше падения;

2. Аме-но муракумо-но цуруги — меч небесных густых туч, который имеет еще другое имя: Кусанаги-но цуруги — «Меч — коситель травы»;

3. Ясакани-но магатама, — сияющие согнутая яшма.

Эти предметы, и сейчас являются символами императорской власти в Японии.

Именно в битве этого внука с демонами за царствование на Земле и возникли.

Чионськие острова.

Когда Ниниги-но-микото победил демонов, он, по традиции, прежде чем вложить меч в ножны, стряс кровь а меча. Эта кровь застыла на поверхности океана и превратилась в Японские острова. Кстати, с этой красивой легенды начинается фильм «Последний самурай» с Томом Крузом и Кеном Ватанабе в главных ролях.

При императоре Кейко 71-131 г. его сын Яматодаке-но-микото был послан восточнее для покорения восточных земель, он зашел на поклонение в храм Исе. Там из рук своей тетки, Яматохиме, верховной жрицы страны, получил этот священный меч Аме-но, как оружие талисмана в борьбе с дикарями. В походе его отряд был окружен дикарями, которые хотели сжечь воинов в степном пожаре, зажгли траву со всех сторон, но Яматодаке мечом выкосил траву вокруг своей повозки и остановил пожар.

После этого факта меч Аме-но муракумо-но цуруги и получил потом второе собственное имя: Кусанаги-но цуруги — «Меч, который косит траву».

Закончив покорение дикарей, Яматодаке прибыл в область Овари и оставил Кусанаги-но цуруги в городке Ацута, где мистическим образом возник храм, который стал известным потом под именем Ацута дзингу, — Ацутаский храм. С тех пор Кусанаги-но цуруги неизменно сохраняется в этом храме близ города Нагоя, став объектом культа. Меч был очень крепко завернут и с тех пор уже не приоткрывался, так что с того времени его никто не видел, очевидно потому, что это обычный бронзовый или железный примитивного изготовления прямой двусторонний меч, которые присущи были той далекой старине.

Дальше — больше! Длинный меч постепенно становился признаком самурайского чина, принадлежности к касте правителей. Катаную носили просто как часть одежды, а с малым мечом вакид-ииаси иногда не расставались и во сне. Время было грустное.

Даже крестьяне, которым никогда не разрешалось носить меч, обожествляли его. Когда в крестьянской семье рождался мальчик, его родители выходили на дорогу. Встретить на дороге военную процессию или просто странствующего ронина было хорошим знаком. Его просили пройти в дом и благословить грудного ребенка, будто это был священник.

А самурай принимал приглашение, заходил в дом и клал меч у колыбели грудного ребенка — радости родителей не было границы! Теперь сыну во всем помогали боги!

Мастер — оружейник, прежде чем ковать новый меч, покупал новую, праздничную одежду и несколько дней молился, осуществлял обряды изгнания злых духов и постился! Самым страшным для мастера обвинением было, обвинение, что его мечи владели «злой душой», как в случае с клинками знаменитого мастера Мурамаса. Из письменных источников известно, что человеком он был неуравновешенным и вспыльчивым.

И, хотя качество его клинков было «выше всяких похвал», именно эти клинки считались «жадными к крови» и как бы провоцировали хозяина меча вступать в кровавые стычки. По указу сегуна из клана Токугава, все клинки этого мастера должны были быть уничтожены под страхом смерти. И вот, самураи, которые не имели средств купить новый меч, просто сбивали клеймо мастера, зная, что если их застанут за этим занятием, у них не будет даже времени сделать себе харакири, их просто зарубят, как скотину.

Меч клали у колыбели грудного ребенка и ложа мертвого самурая как символ пройденного земного Пути. Меч первым указывался в завещании, как наибольшая семейная ценность. Потеряв меч, самурай должен был сделать себе харакири — такой позор нельзя было загладить иначе. Меч.

Даже само название длинного двуручного меча «катаная» происходит от слова «като» — править!

Как известно, история Японии — это история войн с их неизменяемыми атрибутами — убийствами, мародерством, грабежами, в общем, большой смутой! К указу диктатора Тоетоми Хидееси, что вошел в историю, как «Указ об охоте за мечами» , короткий меч вакидзаси мог носить любой совершеннолетний мужчина, кроме, естественно, крестьянского сословия. Токугава, что разбил всех неприятелей, очень жестко разделил своими указами японское общество на крестьянство, ремесленников и самураев, дав последнем очень большие привилегии, вплоть до безнаказанного убийства простолюдина, если на суде будет доказано, что тот не предоставил надлежащей почтительности самураю.

Прошу запомнить эту фразу, к ней мы еще вернемся.

Воины-самураи оттачивали свое мастерство в битвах и вот наступил мир. Сегун Токугава объединил страну, разоружил все сословия, кроме самураев. Что было делать бедному воину?

Только совершенствовать мастерство! И вот голая техника владения оружием — дзюцу за неполных 100 лет превратились в гармонические формы познания истины -. «К — путь познания Истины через военное искусство» — говорил Рекан-хоси в середине XVIII столетия.

И что там самураи! Сам японский характер, чисто японская вежливость и вежливость тоже «выкована мечом».

Почему? А потому, что профессиональный воин убивал за непочтительность одним молниевым ударом, итак, грубияны и задиры не жили долго. Мало того что к началу XVII столетия меч мог носить каждый свободный мужчина, часто самураи странствовали под видом простолюдинов, а в эпоху воюющих провинций каждый торговец или бродячий артист мог оказаться чудесно наученным шпионом.

А в эпоху Токугави самураи получили такие привилегии, что меч без раздумий оголялся даже при намеке на невежливость!

Итак, понятие вежливости и жизни в сознании японцев слились практически воедино!

И главное, поверье, что меч — вдохновенное божество не умерло и в наше просвещенное столетие! Сколько японцев, и не только японцев посвящают свое свободное время познанию Истины, формированию внутреннего мира человека и его системы ценностей через фехтование мечом! Даже название этому занятию придумали особые сейкендо — Путь Настоящего Меча.

Вот такой он, священный японский меч, совершенное оружие, которое прошло сквозь тысячелетие и вызывает подсознательный трепет при одном только взгляде на него!




Почему японцы считают священным самурайский меч?