Подведение итогов работы над рассказом А. П. Платонова «Еще мама»
Тема урока
Разговор об учителе.
Цели урока
Продолжение наблюдений над художественными средствами создания образов главных героев произведения.
Знакомство учащихся с понятием «тема произведения».
Подведение итогов работы над рассказом А. П. Платонова «Еще мама».
Материал для чтения
А. П. Платонов «Еще мама» .
Оборудование урока
Таблица «Словарь характеристик».
I. Проверка домашнего задания
1. Устные пересказы детей, подготовленные дома
(Ребята представляют устные пересказы от
Такие виды пересказов в дальнейшем будут проводиться довольно часто, поэтому уже на данном уроке дети получают хорошую подготовку по развитию речи.)
2. Беседа по содержанию последней части рассказа
Учитель. Что нового вы узнали об Аполлинарии Николаевне?
Дети. Она повела Артема к себе домой, чтобы перевязать ему рану.
Учитель. А как
Дети. — Да, поверила.
А я думаю, что нет. Она поняла, что Артему нравится быть раненым, чтобы его пожалели и позаботились.
Учительница ведь осмотрела ногу и увидела, что ничего серьезного нет, хотя она и спросила мальчика вполне серьезно: «До конца урока доживешь?»
Учитель. А как вы думаете, Аполлинария Николаевна повела мальчика домой только затем, чтобы перевязать ему ногу?
Дети. — Да, только за этим.
Нет, наверное, чтобы расположить малыша к себе в уютной домашней обстановке.
И чтобы мальчик поверил в то, что в школе она его мама.
Учитель. А как это ее характеризует как учительницу? Дети. — Она хитрая, немного схитрила и подыграла Артему.
— А я бы сказала подругому: что она мудрая, а не хит Рая.
Учитель. А в чем еще проявилась мудрость учительницы? Найдите.
Ученик. — Аполлинария Николаевна поняла, что Артем очень любит свою маму и дорожит ею, поэтому она решила на этом сыграть. А можно я прочитаю об этом?
Учитель. Можно, только давайте этот отрывок разговора Артема с учительницей прочитаем по ролям.
Учитель. Подействовал этот мудрый учительский метод на Артема? Давайте прочитаем об этом.
Учитель. А почему именно эти слова учила Артема писать Аполлинария Николаевна?
Ученица. Потому что эти слова самые дорогие для каждого человека.
Учитель. А теперь посмотрите в словарь на странице 43. Там есть еще одно слово, которое мы еще не употребляли на уроке.
Какое?
Дети. «Великодушная».
Учитель. А как вы понимаете его? От каких слов оно образовалось?
Ученик. Великая душа.
Учитель. Давайте запишем в тетрадь цепочку.
(Дети записывают в тетрадях, а учитель на доске:
«великодушная — великая душа».)
Учитель. А что это значит?
Ученик. Наверное, это оченьочень добрая.
Учитель. Давайте с вами заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. Я выпишу определение этого слова на доску:
«Великодушный — обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами».
Учитель. А теперь подумайте: можно так сказать об учительнице как о человеке? Докажите.
Дети. — Можно. Когда уроки закончились, учительница могла спокойно пойти к себе домой и отдохнуть после работы или заняться какимнибудь любимым делом, но вместо этого она занялась Артемом.
Ей было небезразлично, как мальчик себя чувствует и что он ничему не научился.
Да, она действительно человек с великой душой.
И бескорыстная.
Учитель. В заключение разговора об учительнице давайте вернемся к началу рассказа. Найдем в первой части отрывок, где мама и сын говорят об учительнице.
А теперь прочитайте разговор об учительнице в конце рассказа. Что изменилось в их разговоре?
Учитель. Оправдалась ли надежда мамы на то, что Аполлинария Николаевна будет Артему как родная? Дети.
Да, оправдались.
П. Работа над новым материалом
1. Знакомство учащихся с понятием «тема художественного произведения»
Учитель. А теперь скажите, понравился вам рассказ? Дети.
Да, понравился.
Учитель. А можете вы теперь сказать, о чем этот рассказ?
Дети. — Этот рассказ о школе.
— О том, как Артем начал учиться. Учитель. То, что вы сейчас сказали, и есть главная тема
Этого рассказа. Это краткое его содержание. А где вы еще встречали это слово — «тема»?
Дети. Тема урока — вы записываете это слово на доске на каждом уроке.
Учитель. Ну и как вы понимаете смысл этих слов?
Дети. — Это то главное, о чем мы говорим на уроке и что изучаем.
— Это основное содержание урока. Учитель. Да, верно. Вы не только уже знаете, что такое
Тема урока, но и научились сами ее определять, подводя итоги работы на уроке.
А теперь вы еще узнали и то, что такое тема произведения. На странице 43 учебника есть определение этого слова. Давайте еще раз это прочитаем.
(Дети читают:
«Тема — это основное содержание произведения».)
2. Закрепление понятия о теме: подбор заглавий к иллюстрациям
А сейчас мы проведем интересную работу: в учебнике есть три иллюстрации к тексту «Еще мама».
Посмотрите на них, выделите главную мысль художника и подберите название к каждой из них.
Давайте выполним эту работу по вариантам. Первый вариант — придумать свои названия, второй вариант — найти в тексте слова, которыми можно подписать иллюстрации.
(Дети самостоятельно подбирают названия к иллюстрациям, затем идет обсуждение работы. Оба варианта заглавий соотносятся. Например:
1й вариант
Мама ведет сына в школу.
Встреча с учительницей.
Первые слова.
2й вариант
«Ну, иди, иди, Артемушка, иди один».
«В школе я тебе мама».
«Ты молодец!» — сказала Аполлинария Николаевна.
Учитель. Подбирая название к каждой иллюстрации, вы кратко определили главное содержание каждой из них. Другими словами — вы определяли тему рисунков художника. Таким образом, тему можно выразить в названии любого произведения, рисунок это или текст.
Недаром говорят, что название — это тема произведения, вынесенная на поверхность.
Домашнее задание. Подготовить чтение по ролям любого разговора из рассказа, чтобы было понятно, как герои относятся друг к другу.
Подведение итогов работы над рассказом А. П. Платонова «Еще мама»